драма
Продолжительность: 82 Швеция 1957 Режиссер: Ингмар Бергман Продюсер: Сценарий: У. Исакссон (по собственному
рассказу "Добрые, достойные") В ролях: И. Тулин, Е. Дальбек, Б. Андерссон, Б. Йорт аф Орнэс, М. фон
Сюдов, Э. Юзефссон, И. Ландгре, Г. Шеберг, Л. Линд и др.
Музыка: Оператор: М. Вилен
15.07.2002
Киноновелла, небогатое событиями, но насыщенное неброским,
внутренним драматизмом действие которой происходит в родильном доме.
Сегодня эта картина смотрится почти как телевизионный спектакль на не
слишком актуальную тему, а потому может быть интересна людям немолодым и
тем, кто хочет иметь достаточно полное представление о творчестве
Бергмана.
Лента рассказывает о трех женщинах, две из которых очень хотят
родить ребенка, третья - напротив, желала бы от него избавиться, да
поздно. Желания каждой из героинь оказываются невыполнимы. Первая,
фигура несомненно трагическая, собственно, и попадает в больницу уже с
выкидышем. Она выдержанна, аристократична и несчастна, поскольку умней,
сильней и благородней своего мужа (Э. Юзефссон), себялюбивого и
эгоистичного представителя зажиточной городской буржуазии. Ее семья явно
распадается, и неродившийся ребенок должен был бы если не скрепить
семью, то, по крайней мере, скрасить одиночество этой достойной женщины,
роль которой сдержанно и проникновенно исполняет одна из лучших
бергмановских актрис Ингрид Тулин.
Вторая - напротив, простая домохозяйка, молодая, крупная, яркая
женщина, счастливая в супружестве с таким же славным, как и она,
добропорядочным парнем (М. фон Сюдов), ежедневно привозящим ей с дачи
огромные букеты цветов. Героиня Евы Дальбек носит будущего первенца
терпеливо и радостно, со спокойной уверенностью в его и своем будущем.
Так же спокойно и терпеливо она переносит долгие мучительные роды. Тем
страшнее ее трагедия, когда дитя погибает "на пороге жизни".
Третья - девчонка из городских низов, видимо, когда-то сбежавшая из
родительского дома в "свободный полет" или к соблазнителю. Итог - не
первая и вновь нежелательная беременность, на сей раз зашедшая столь
далеко, что аборт уже невозможен. Героиня одной из самых ярких
бергмановских звезд Биби Андерссон не хочет рожать и потому что не
желает терять свободу, и потому что у ребенка точно не будет отца, и
потому что боится своей строгой и, как она думает, до сих не простившей
ее матери. Именно этот образ наиболее интересен психологически и
драматически. Именно он дан в сложном развитии: от яростного нежелания
стать матерью - через размышления, возникающие в ходе бесед с врачами,
медсестрами, а главное - через проходящие перед ее глазами трагедии
соседок по палате, вызывающие сначала признание: "Если бы у меня был
нормальный муж, я бы стала рожать", а в конце концов приводящие к
смирению гордыни, телефонному разговору с матерью, решению сохранить
ребенка и возвращению в отчий дом.
Три судьбы, три женских типа, три перспективы - как набросок
дальнейшего творчества режиссера, как эскиз будущих шедевров мастера: от
"Молчания" и "Персоны" до "Шепотов и криков" и "Осенней сонаты".
И, в заключение, об одном крохотном, но психологически и
эстетически важнейшем эпизоде, имевшем, на мой взгляд, продолжение и
развитие в творчестве другого гения, Андрея Тарковского. В середине
фильма героиня Биби Андерссон выйдет в больничный коридор, чтобы
позвонить по автомату своему любовнику, отцу будущего ребенка. Разговор
сложится неудачно, и расстроенная женщина медленно побредет по длинному
темноватому коридору обратно. И вдруг подпрыгнет, как девчонка... Она
ведь и в самом деле еще девчонка и подпрыгнула просто так - от
неушедшего детства и жажды жизни... Подпрыгнет и пойдет себе в палату.
Спустя 18 лет в "Зеркале" Тарковского зрелая (в сравнении с
персонажем Б. Андерссон) героиня Аллы Демидовой после душераздирающей
сцены ужаса, отчаяния, истерики, вызванной возможной (!) опечаткой,
допущенной в передовице советской газеты сталинского образца, будет так
же возвращаться по нескончаемому коридору, но уже в другом состоянии:
слава Богу, все обошлось, опечатки не было!.. И тоже вдруг подпрыгнет,
как девчонка. От неизжитой молодости? От схлынувшего страха? От любви
Тарковского к творчеству Бергмана? Или, быть может, от чего-то вечного и
общего для человека, вне зависимости от его возраста, национальности,
социального положения и прочих, второстепенных, в сравнении с чудом
бытия, вещей?..