драма Продолжительность: 77 Швеция 1962 Режиссер: Ингмар Бергман Продюсер: Сценарий: Ингмар Бергман В ролях: Гуннар
Бьорнстранд, Ингрид Тулин, Макс фон Сюдов, Г. Линдблюм, А. Эдваль, У.
Тунберг, Э. Эббесен, К. Кнудсен. Музыка: из произведений И.С. Баха Оператор: С. Нюквист
22.07.2002
Второй фильм трилогии ("Как в зеркале", "Причастие", "Молчание"),
самый короткий, бессюжетный и наиболее трагический из всех. Эта
философская новелла рассказывает о священнике, утратившем Бога и
мучительно пытающемся вновь обрести Его и вместе с Ним мир в своей душе.
По всей видимости, Господь оставил его не сразу. Впервые сомнения
Эрикссон (так зовут героя картины, его роль исполняет Г. Бьорнстранд)
испытал на полях гражданской войны в Испании. "Я отказывался что-либо
видеть, понимать, - говорит он. - Отказывался принимать действительность
такой, как она есть. Я и мой Бог жили в мире, где царили гармония и
порядок. А вокруг корчилась в муках подлинная жизнь. Но я не хотел ее
замечать. Я видел только моего Бога". Окончательно же Бог замолчал и
покинул Эрикссона, по-видимому, сразу вслед за тем, как покинула пастора
и этот мир его любимая жена. Теперешняя связь с приходской учительницей,
женщиной одинокой, замкнутой, истовой мучительна для героя: он не любит
ее, но в силу профессии и просто человеческой (и мужской) порядочности
не решается на рызрыв.
Всеми силами и муками души, всеми своими действиями, самой, капля
за каплей утекающей жизнью, пастор зовет Господа. Он отправляет службу
даже когда в церковь не является ни один прихожанин. Присутствие же хотя
бы нескольких человек - почти престольный праздник. Но утратив Бога сам,
священник оказывается ни физически, ни духовно не в состоянии
распространить Его благодать на прихожан, живущих своими нехитрыми
заботами о хлебе насущном в глухом, занесенном снегом приходе. И как
человек, для которого молчит Бог, он не решается давать решительные
советы нуждающимся. Это приводит к двойной трагедии: не поверив робким
увещаниям пастора, кончает с собой мучающийся непонятными ему и оттого
внушающими непреходящий ужас проблемами большой политики простодушный и
малограмотный рыбак, отец большого семейства (М. фон Сюдов), а ненужная,
но настойчивая любовь-забота учительницы (И. Тулин) вызывает в конце
концов эмоциональный взрыв тяготящегося ею героя. Нарушая все
христианские законы милосердия, он режет ей правду-матку, вызывая
состояние катарсиса не только в себе самом и любящей женщине, но и в
зрителях.
Этот-то катарсис если не возвращает Эрикссону присутствие Бога, то,
по крайней мере, позволяет ему обрести необходимое мужество, с каким он
является в пустую церковь, чтобы, несмотря ни что, совершить
богослужение. Последний этот жест, завершающий картину, по словам
критика Б. Чижова (в кн.: "Ингмар Бергман. Статьи. Рецензии. Сценарии.
Интервью". М.: Искусство, 1969. С. 33), "вернет ему достоинство и даже
окружит его ореолом некоего величия".
Послушаем еще, как тот же автор формулирует идею короткого, но
чрезвычайно насыщенного в эмоциональном и философском плане фильма
великого режиссера. "Только в общении, в контакте с другими людьми - в
любви - заключена возможность выхода из бездны отчаяния. Тема
ПРИЧАСТНОСТИ к судьбам других... звучит в фильме "Причастие", выносится
в его заглавие. Литургическая сторона религии здесь почти демонстративно
замыкается на мирские взаимоотношения людей: ждут явления Бога - нет,
человека; причащаются святым дарам - нет, человеческой любви; Бог
скрывает свое лицо - нет, это у людей не хватает сил жить и любить
по-человечески". И далее: "Жизнь возможна только как постоянное усилие,
как ежесекундная победа над отчаянием и безумием - победа, которая в
следующее же мгновение вновь ставится под вопрос... Как бы низко ни пал
человек, пока он борется (добавлю от себя: пока Бог, пусть замолчал, но
не умер в нем окончательно. - В.Р.) и сохраняет в себе стремление к
высшему, ничто для него не потеряно" (С. 32 - 33).
Приведенные слова, по-моему, справедливы, пусть и несколько
перегружены материалистической идеологией советского критика. Вдвойне
справедливы - потому, что личные отношения с Богом и культом
свободномыслящего и всегда мучительно ищущего истины шведского художника
чрезвычайно сложны - это отображение реальной любви-вражды Ингмара
Бергмана и его отца, протестантского священника, это и спроектированные
в творчество отношения "блудного сына" от протестантизма, который, в
свою очередь, сам ведь для христианской религии - младший сын-бунтарь