мистический триллер Продолжительность: 128 Франция - Испания 1999 Режиссер: Р. Поланский Продюсер: Р. Поланский Сценарий: Дж. Браунджон, Э.
Урбизу, Р. Поланский (по роману А. Переса-Реверте "Клуб Дюма, или Тень
Ришелье")
В ролях: Дж. Депп, Э.
Сенье, А. Гарфилд, Дж. Руссо, Л. Улин, Дж. Тейлор и др.
Музыка: В. Килар Оператор: Д. Конджи
10.09.2002
Экранизация популярного и, самое главное, очень хорошего
интеллектуального детектива "Клуб Дюма, или Тень Ришелье" испанского
писателя Артуро Переса-Реверте, продолжающего линию литературоведческих
триллеров, начатую "Именем розы" Умберто Эко.
В романе несколько одинаково интересных переплетающихся линий
расследования, ведомого "книжным сыщиком", человеком средних лет,
замкнутым, одиноким, сильно пьющим, ведущим свое происхождение от
наполеоновского гренадера, знающим и любящим историю не меньше, чем
литературу, но использующим обширные знания в чисто практических целях:
этакое сочетание Шерлока Холмса и Арчи Гудвина в одном лице.
Одна из главных линий "Клуба Дюма" раскручивается вокруг подлинной
рукописи главы из "Трех мушкетеров" "Анжуйское вино", выполненной обоими
соавторами романа, - Огюстом Маке и Александром Дюма; другая уводит
читателя в мир литературной и издательской "дьяволиады", сообщая
множество чрезвычайно интересных сведений о редких изданиях на эту тему.
Обе линии сплетены в книге, что называется, намертво, герои "Клуба Дюма"
являются одновременно "живыми людьми", то бишь персонажами нового
литературного произведения из мира, созданного воображением
Переса-Реверте, и воплощениями героев "Трех мушкетеров": есть в книге и
д' Артаньян, и миледи, и Рошфор, и даже таинственная незнакомка, несущая
в себе черты Констанции Бонасье, Атоса, Портоса и Арамиса одновременно.
Именно эта связь с "Тремя мушкетерами" позволяет герою романа в конце
концов добраться до сути другой, главной линии, раскрыть тайну
загадочной книги дьявола, пройдя трудный путь расследования, усеянный
трупами и капканами, угрожающими и уму, и телу "книжного сыщика".
В чуть более чем двухчасовом фильме, поставленном знаменитым
режиссером Романом Поланским, естественно, невозможно было воспроизвести
многолинейную структуру интеллектуального детектива, и в сценарий не
вошла вся линия, связанная с "Тремя мушкетерами". Осталась, таким
образом, только дьяволиада, что неизбежно превратило очаровательный
псевдодетектив Переса-Реверте в хоть и дорогостоящий,
высококачественный, блестяще снятый Д. Конджи и неплохо сыгранный Дж.
Деппом, Л. Улин и Э. Сенье, но все же обыкновенный мистический триллер,
где главный герой гораздо импозантнее литературного персонажа (и оттого
теряет столь важную "д' артаньянистость" не столько даже образца "Трех
мушкетеров", сколько "Двадцати лет спустя", что придает ему особый
колорит). Главная же героиня, загадочная зеленоглазая незнакомка,
выступающая и как ангел-хранитель героя, и как alter ego его самого и
утраченной его единственной любви, и как воплощение одновременно
мушкетерской дружбы и счастливо заканчивающейся несчастной единственной
любви д' Артаньяна, оборачивается воплощением дьявола, в конечном итоге
загоняющим совершенно немистически настроенного героя романа в красиво
полыхающие киношные адские врата.
В общем, как сказано у Тургенева, "увы и ах". Но это лишь в плане
экранизации. Фильм же как таковой представляет собой жутковатую
триллеобразную историю поиска двух экземпляров (из трех дошедших до
наших дней) книги, изданной в Венеции в 1566 г., написанной будто бы
самим Люцифером и позволяющей (при сопоставлении всех трех экземпляров и
правильном прочтении заключающейся в них тайнописи) обрести владычество
не только над этим светом, но и над тем.
Вот за это герои и борются с противниками, самими собой, Князем
Тьмы и прочая.
Нечитавшим роман фильм, вполне возможно, и понравится. Читавших же,
скорее всего, разочарует, в полном соответствии с тем, как несколькими
годами раньше разочаровала читателей "Имени розы" экранизация,
осуществленная Жан-Жаком Анно. Как там не спас ленту даже сам Шон
Коннери, так здесь не вытягивает ее Джонни Депп. Добротно, дорого, и
только.