Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




БАТАЛЬОНЫ ПРОСЯТ ОГНЯ

Военная драма
Продолжительность: 268 (4 серии)
СССР (TV) 1985
Режиссер: В. Чеботарев, А. Боголюбов
Продюсер:
Сценарий: Ю. Бондарев, А. Боголюбов (по повести Юрия Бондарева)
В ролях: А. Збруев, В. Спиридонов, О. Ефремов, И. Скляр, Н. Караченцов, Е. Попова, А. Галибин, Б. Брондуков
Музыка: А. Петров
Оператор: Э. Караваев, Р. Веселер


25.07.2002

Повесть Ю. Бондарева 'Батальоны просят огня' - одна из тех книг о Великой Отечественной, которая, наряду с произведениями В. Быкова, Б. Васильева, В. Астафьева и ряда других писателей-фронтовиков (так называемая 'проза лейтенантов'), впервые рассказала советскому, а затем и зарубежному читателю правду о войне.

Действие книги и ее четырехсерийной телеэкранизации происходит во время освобождения Украины от фашистских захватчиков. Дивизия, возглавляемая жестким полковником-карьеристом, форсирует Днепр. Два батальона брошены в гибельный прорыв на занятый немцами берег реки с целью отвлечь на себя силы противника и тем самым облегчить дивизии бросок на стратегически важный город Днепров. Основные соединения должны поддержать их артиллерийским и авиационным огнем. Однако командование внезапно меняет план наступления, оставляя батальоны без огневой поддержки, чем обрекает их на верную гибель. Мало того, командование отдает людям приказ держаться до последнего.

Из окружения выходят лишь пятеро, в том числе один офицер - главный герой фильма, капитан-артиллерист.

Явившись в штаб, он выкладывает комдиву все, что о нем думает. Героя ждет арест, за которым неизбежно должно воспоследовать разжалование, или лагерь, или расстрел. Судьба, однако, щадит капитана...

На войне, как на войне: ранят и убивают, шутят и влюбляются, ревнуют и выполняют приказы, рискуя жизнью, теряют друзей и обретают новых. На войне, как на войне: хорошие и плохие, честные и рвущиеся к звездам на погонах...

Все это есть в книге и фильме. Но главная правда в ином: Бондарев впервые (книга вышла в свет в 1957 году) изображает ситуацию, из которой со всей непреложностью явствует, как и благодаря чему (и кому) СССР в этой войне победил. Подвиг солдата - да! Подвиг народа - да! Но еще и солдат, и народ, принесенный в жертву. Сколько их было, батальонов, не дождавшихся огня? Наверное, не меньше, чем тех, что огня дождались. Миллионы солдат и офицеров, миллионы человеческих судеб, брошенных в один гигантский котел, миллионы героев - и тех, кто были таковыми по складу личности, и гораздо больше тех, которым пришлось стать героями. Потому что командование изменило планы.

'Батальоны просят огня' - знаковая книга. Стала ли знаковой ее экранизация, осуществленная тремя десятилетиями позже, в 1985 году, к 40-летию Победы? Нет, конечно. Это хороший фильм, но не более того. Да и хорош он главным образом благодаря актерским работам, поскольку чрезмерно растянут и временами, пожалуй, скучноват. Но актеры, действительно, хороши. Ярче всех, с моей точки зрения, получился отрицательный персонаж комдива в исполнении Вадима Спиридонова. Он, в сущности, играет не просто и не только жестокого служаку и карьериста, но тоже жертву системы; он играет тяжелую внутреннюю борьбу партийного (или лучше сказать системного) долга с человеческой совестью, которая, к чести полковника, в конце-концов побеждает. Другой тип - другой полковник, пожилой, тертый 'отец солдат' (О. Ефремов), напротив, сначала предстает как персонаж сугубо положительный, но к финалу фильма почти что развенчивается. Нет, он не трус, но слишком мудр и осторожен. И потому, не желая того, конечно, губит своих людей и теряет друзей.

Остальные персонажи таковы, какими и должны быть в нашем представлении, в нашей памяти: герои, солдаты Отечества - молодые и пожилые, веселые и верные, любящие и отважные... 'Отцами' своими брошенные в котел окружения и оставленные без огневой поддержки. И полегшие в родную землю, в Родину-мать.

Примечание. Комплект из двух кассет с записью фильма имеется в фонде гимназической библиотеки.

Рецензия: Виктор Распопин