Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





КОРИДОРЫ ВРЕМЕНИ

лирико-философская сказка
Продолжительность: 108
Норвегия - Германия 1999
Режиссер: Э. Густавсон
Продюсер: О.Б. Тухус, Дж.М. Якобсен
Сценарий: П. Скавлон (по роману Й. Гордера)
В ролях: С. Стурстейн, Т. фон Брёмсен, А. Сеттер, Б. Флоберг, Х. Альфредсон, Н. Фогт и др.
Музыка: Р. Майерс
Оператор: К. Вассдаль


10.09.2002

Люди старшего поколения помнят, наверное, популярную еженедельную радиопередачу, в которой знаменитые литературные капитаны продолжали свои нескончаемые приключения. Норвежский фильм "Коридоры времени" сделан примерно по образцу такой передачи и рассказывает историю персонажей романа, сочиняемого неким майором для своей дочери. Героиня ленты, 15-летняя школьница, - ее alter ego, как губаревская Яло ("Королевство кривых зеркал"), однако действует вполне самостоятельно. Ее цель - понять, кто она, откуда взялась, что ждет ее в дальнейшем. Двойник автора, майора и создателя этого художественного мира, выступает как бы в качестве Вергилия и открывает девочке мир истории философии, путешествуя с ней по Европе от античности до наших дней, показывая (и попутно объясняя основы философских систем от Платона до Маркса) принимающего бокал цикуты Сократа, Фому Аквинского, Леонардо и Микеланджело, Декарта и Гутенберга, Робеспьера и Дантона, наконец русских революционеров 1917-го... Среди реально существовавших персонажей картины мелькают вымышленные - мушкетеры Дюма, Мона Лиза, Красная Шапочка, Зорро.

Параллельно подросток показан дома и в школе, где ошарашивает своими нетрадиционными для нынешней молодежи познаниями мать-домохозяйку, школьных учителей и товарищей, ребятишек неплохих, но из всех удовольствий предпочитающих жевательную резинку, с помощью которой можно надувать замечательные пузыри.

По мере приближения картины к финалу, персонажи майорова романа обретают плоть настоящих героев, становятся едва ли не реальными людьми, открывают тайну своего бытия и пытаются спастись от гибели, которая придет вместе с окончанием романа. Но сказка есть сказка. Она обязана иметь счастливый конец, а герои литературных произведений на самом деле бессмертны, как те самые капитаны Жюля Верна и Дефо, что вели когда нескончаемые диалоги с радиослушателями.

Кто мы, откуда и куда идем? Вымысел мы или реальность? Кто наш создатель и зачем мы живем? Непростые вопросы, неразрешимые вопросы. Но каждое поколение вновь и вновь должно их разрешать. Может, в этом и есть смысл человеческого существования...

Во всяком случае, поставлены эти вопросы честно, разрешаются талантливо, со вкусом и, конечно, совершенно в духе постмодернизма, с использованием всех его находок и штампов, со своеобразным юмором и, что очень важно, высоким лирическим напряжением, выводящим фильм Э. Густавсона за рамки обычного детского кино.

"Коридоры времени" сделан на редкость тонко и умно, отчего картину можно не просто смотреть, но и пересматривать. И даже рекомендовать к демонстрации на уроках литературы и истории, ибо в рамках сказки, фэнтэзи и фантастики поставлены и показаны проблемы серьезнейшие. Прежде всего - проблема проблем: как сохранить для поколения, выбравшего "Пепси", мировую культуру и как вернуть ей, культуре, это поколение, как справиться с маскультом и вызвать желание у потребителей комиксов посещать Сикстинскую капеллу или Эрмитаж. Может быть, это еще и в самом деле возможно?..

Рецензия: Виктор Распопин