лирико-философская сказка Продолжительность: 108 Норвегия - Германия 1999 Режиссер: Э. Густавсон Продюсер: О.Б. Тухус, Дж.М.
Якобсен Сценарий: П. Скавлон (по роману Й. Гордера)
В ролях: С. Стурстейн, Т. фон Брёмсен, А. Сеттер, Б. Флоберг, Х.
Альфредсон, Н. Фогт и др. Музыка: Р. Майерс Оператор: К. Вассдаль
10.09.2002
Люди старшего поколения помнят, наверное, популярную еженедельную
радиопередачу, в которой знаменитые литературные капитаны продолжали
свои нескончаемые приключения. Норвежский фильм "Коридоры времени"
сделан примерно по образцу такой передачи и рассказывает историю
персонажей романа, сочиняемого неким майором для своей дочери. Героиня
ленты, 15-летняя школьница, - ее alter ego, как губаревская Яло
("Королевство кривых зеркал"), однако действует вполне самостоятельно.
Ее цель - понять, кто она, откуда взялась, что ждет ее в дальнейшем.
Двойник автора, майора и создателя этого художественного мира, выступает
как бы в качестве Вергилия и открывает девочке мир истории философии,
путешествуя с ней по Европе от античности до наших дней, показывая (и
попутно объясняя основы философских систем от Платона до Маркса)
принимающего бокал цикуты Сократа, Фому Аквинского, Леонардо и
Микеланджело, Декарта и Гутенберга, Робеспьера и Дантона, наконец
русских революционеров 1917-го... Среди реально существовавших
персонажей картины мелькают вымышленные - мушкетеры Дюма, Мона Лиза,
Красная Шапочка, Зорро.
Параллельно подросток показан дома и в школе, где ошарашивает
своими нетрадиционными для нынешней молодежи познаниями
мать-домохозяйку, школьных учителей и товарищей, ребятишек неплохих, но
из всех удовольствий предпочитающих жевательную резинку, с помощью
которой можно надувать замечательные пузыри.
По мере приближения картины к финалу, персонажи майорова романа
обретают плоть настоящих героев, становятся едва ли не реальными людьми,
открывают тайну своего бытия и пытаются спастись от гибели, которая
придет вместе с окончанием романа. Но сказка есть сказка. Она обязана
иметь счастливый конец, а герои литературных произведений на самом деле
бессмертны, как те самые капитаны Жюля Верна и Дефо, что вели когда
нескончаемые диалоги с радиослушателями.
Кто мы, откуда и куда идем? Вымысел мы или реальность? Кто наш
создатель и зачем мы живем? Непростые вопросы, неразрешимые вопросы. Но
каждое поколение вновь и вновь должно их разрешать. Может, в этом и есть
смысл человеческого существования...
Во всяком случае, поставлены эти вопросы честно, разрешаются
талантливо, со вкусом и, конечно, совершенно в духе постмодернизма, с
использованием всех его находок и штампов, со своеобразным юмором и, что
очень важно, высоким лирическим напряжением, выводящим фильм Э.
Густавсона за рамки обычного детского кино.
"Коридоры времени" сделан на редкость тонко и умно, отчего картину
можно не просто смотреть, но и пересматривать. И даже рекомендовать к
демонстрации на уроках литературы и истории, ибо в рамках сказки,
фэнтэзи и фантастики поставлены и показаны проблемы серьезнейшие. Прежде
всего - проблема проблем: как сохранить для поколения, выбравшего
"Пепси", мировую культуру и как вернуть ей, культуре, это поколение, как
справиться с маскультом и вызвать желание у потребителей комиксов
посещать Сикстинскую капеллу или Эрмитаж. Может быть, это еще и в самом
деле возможно?..