Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ТРАВИАТА

фильм-опера
Продолжительность: 105
Италия 1982
Режиссер: Франко Дзеффирелли
Продюсер: Т. бен Аммар, У. Самбуко
Сценарий: Ф. Дзеффирелли (по либретто Д.М. Пьяве)
В ролях: Т. Стратас, П. Доминго, К. Макнил, Е. Максимова, В. Васильев, Г. Борни и др.
Музыка: музыка Дж. Верди
Оператор: Э. Гварнери


10.09.2002

Классика мирового кино. Фильм Дзеффирелли показан телеканалом "Культура" 28 июля 2002 г. в рамках программы "Шедевры мирового музыкального театра". Ведущий программы Святослав Бэлза коротко поведал телезрителям об истории создания картины и напомнил сюжет оперы, написанной Джузеппе Верди по мотивам пьесы и романа Александра Дюма-сына "Дама с камелиями". К сожалению, ведущий не ограничился кратким пересказом сразу всего либретто, а делал это в три приема, прерывая демонстрацию фильма, подобно тому как театральный спектакль прерывается обыкновенно антрактами. Но фильм - не спектакль, и пободное вторжение рассказчика скорее мешало его восприятию, нежели помогало. "Травиату" знают и любят все, кто вообще любит оперу, следовало, вероятно, напомнить ее содержание буквально в двух словах перед началом демонстрации и на этом ограничиться. Те же, кто оперу не любит, вряд ли вообще смотрели "Культуру" в этот час. К числу безусловных достоинств демонстрации отнесу отсутствие любых других попыток перевода с итальянского, даже и с помощью субтитров, которые лишь отвлекали бы зрителя от того, что происходит на экране.

А на экране в ранних и зрелых работах Франко Дзеффирелли (в отличие от его же картин 90-х гг.) происходит так много (и так красиво), что визуальный ряд исчерпывающе толкует сам себя. Мы видим и театр, и кино, и живопись, и пейзаж, и панораму, и деталь, и крупный план. Мы видим и портрет, и натюрморт, и жанровую картинку. Мы погружаемся одновременно в литературный, живописный, графический и, конечно, музыкальный мир эпохи романтизма (воссозданный нью-йоркским оркестром "Метрополитен оперы" под управлением Д. Ливайна), становимся не зрителями, а участниками происходящих там событий. Кинематограф Дзеффирелли, ученика Висконти, создателя "большого стиля" в кино, вещен, прекрасен, изыскан, как мало какой другой. Абсолютных удач в творчестве этого плодовитого режиссера и художника, пожалуй, только две: классическая экранизация "Ромео и Джульетты" и классическая же экранизация "Травиаты". Но последняя, думаю, архишедевр, ведь Дзеффирелли удалось "оживить" оперу, самый условный жанр.

На оперу вообще-то ходят не смотреть, а слушать. А если смотреть - то, как правило, на своих любимцев: маленьких дородных теноров и громоподобных и часто гороподобных сопрано. В театре им все прощается за сладостное бельканто.

Но как сделать фильм, чтобы зритель поверил в любовь исполнителей, забыл о самом себе и погрузился в то, что происходит на экране? Дзеффирелли избрал беспроигрышный, но и труднейший путь. Он пригласил актеров, способных не просто превосходно петь (то есть озвучивать), а гениально играть (то есть жить), он переписал либретто в сценарий таким образом, что арии, дуэты и хоры стали подлинной драматургией, трагическая история любви чахоточной куртизанки из концерта превратилась в напряженную и прекрасную драму, где оперные звезды не гастролируют, а живут, любят и страдают, а зритель не наслаждается и сочувствует, но соучаствует в общем действе.

Итальянскому режиссеру удалось создать гаромонию не из трех древнегреческих, а из четырех составляющих: музыки, поэзии, танца и живописи, зарядив ее мощным драматическим темпераментом Стратас и Доминго, Максимовой и Васильева. Причем дивертисмент с участием русских танцоров не выглядит как вставной балетный номер, он естствен и даже необходим для драматургии целого, для вечной и конкретной трагедии любви.

Вряд ли я смогу найти слова, не сказанные еще об этом фильме: "Травиате" Франко Дзеффирелли уже двадцать лет. Да и надо ли поверять гармонию алгеброй, надо ли пересказывать ее сюжет, так или иначе всем известный? Картину эту надо смотреть, слушать и... осязать. В этом чувственном триединстве ее тайна и прелесть. Она, подобно скульптурам юных богинь в Летнем саду, вызывает восхищенное умиление: ножку хочется погладить, ручку поцеловать, изваянию поклониться, а пред ваятелем преклониться.

Рецензия: Виктор Распопин