фильм-опера Продолжительность: 105 Италия 1982 Режиссер: Франко Дзеффирелли Продюсер: Т. бен Аммар, У. Самбуко Сценарий: Ф. Дзеффирелли (по либретто
Д.М. Пьяве) В ролях: Т. Стратас, П.
Доминго, К. Макнил, Е. Максимова, В. Васильев, Г. Борни и др. Музыка: музыка Дж. Верди Оператор: Э. Гварнери
10.09.2002
Классика мирового кино. Фильм Дзеффирелли показан телеканалом
"Культура" 28 июля 2002 г. в рамках программы "Шедевры мирового
музыкального театра". Ведущий программы Святослав Бэлза коротко поведал
телезрителям об истории создания картины и напомнил сюжет оперы,
написанной Джузеппе Верди по мотивам пьесы и романа Александра Дюма-сына
"Дама с камелиями". К сожалению, ведущий не ограничился кратким
пересказом сразу всего либретто, а делал это в три приема, прерывая
демонстрацию фильма, подобно тому как театральный спектакль прерывается
обыкновенно антрактами. Но фильм - не спектакль, и пободное вторжение
рассказчика скорее мешало его восприятию, нежели помогало. "Травиату"
знают и любят все, кто вообще любит оперу, следовало, вероятно,
напомнить ее содержание буквально в двух словах перед началом
демонстрации и на этом ограничиться. Те же, кто оперу не любит, вряд ли
вообще смотрели "Культуру" в этот час. К числу безусловных достоинств
демонстрации отнесу отсутствие любых других попыток перевода с
итальянского, даже и с помощью субтитров, которые лишь отвлекали бы
зрителя от того, что происходит на экране.
А на экране в ранних и зрелых работах Франко Дзеффирелли (в отличие
от его же картин 90-х гг.) происходит так много (и так красиво), что
визуальный ряд исчерпывающе толкует сам себя. Мы видим и театр, и кино,
и живопись, и пейзаж, и панораму, и деталь, и крупный план. Мы видим и
портрет, и натюрморт, и жанровую картинку. Мы погружаемся одновременно в
литературный, живописный, графический и, конечно, музыкальный мир эпохи
романтизма (воссозданный нью-йоркским оркестром "Метрополитен оперы" под
управлением Д. Ливайна), становимся не зрителями, а участниками
происходящих там событий. Кинематограф Дзеффирелли, ученика Висконти,
создателя "большого стиля" в кино, вещен, прекрасен, изыскан, как мало
какой другой. Абсолютных удач в творчестве этого плодовитого режиссера и
художника, пожалуй, только две: классическая экранизация "Ромео и
Джульетты" и классическая же экранизация "Травиаты". Но последняя,
думаю, архишедевр, ведь Дзеффирелли удалось "оживить" оперу, самый
условный жанр.
На оперу вообще-то ходят не смотреть, а слушать. А если смотреть -
то, как правило, на своих любимцев: маленьких дородных теноров и
громоподобных и часто гороподобных сопрано. В театре им все прощается за
сладостное бельканто.
Но как сделать фильм, чтобы зритель поверил в любовь исполнителей,
забыл о самом себе и погрузился в то, что происходит на экране?
Дзеффирелли избрал беспроигрышный, но и труднейший путь. Он пригласил
актеров, способных не просто превосходно петь (то есть озвучивать), а
гениально играть (то есть жить), он переписал либретто в сценарий таким
образом, что арии, дуэты и хоры стали подлинной драматургией,
трагическая история любви чахоточной куртизанки из концерта превратилась
в напряженную и прекрасную драму, где оперные звезды не гастролируют, а
живут, любят и страдают, а зритель не наслаждается и сочувствует, но
соучаствует в общем действе.
Итальянскому режиссеру удалось создать гаромонию не из трех
древнегреческих, а из четырех составляющих: музыки, поэзии, танца и
живописи, зарядив ее мощным драматическим темпераментом Стратас и
Доминго, Максимовой и Васильева. Причем дивертисмент с участием русских
танцоров не выглядит как вставной балетный номер, он естствен и даже
необходим для драматургии целого, для вечной и конкретной трагедии
любви.
Вряд ли я смогу найти слова, не сказанные еще об этом фильме:
"Травиате" Франко Дзеффирелли уже двадцать лет. Да и надо ли поверять
гармонию алгеброй, надо ли пересказывать ее сюжет, так или иначе всем
известный? Картину эту надо смотреть, слушать и... осязать. В этом
чувственном триединстве ее тайна и прелесть. Она, подобно скульптурам
юных богинь в Летнем саду, вызывает восхищенное умиление: ножку хочется
погладить, ручку поцеловать, изваянию поклониться, а пред ваятелем
преклониться.