драма Продолжительность: 161 Швеция 1973 Режиссер: Ингмар Бергман Продюсер: Л.-У. Карлберг Сценарий: Ингмар Бергман В ролях: Лив
Ульман, Эрланд Юсефсон, Биби Андерссон, Ян Мальмше, Анита Валль и др. Музыка: Бьерн Тулин Оператор: Свен Нюквист
10.09.2002
Шестисерийный телесериал, снятый чуть ли не за пару недель, чтобы
заработать на съемки "Шепотов и криков", принес Бергману неожиданный
успех у массового зрителя. Сериал купили даже американцы.
Наше телевидение демонстрировало этот шестичасовой фильм по ГТРК в
сокращенном варианте, в течение двух вечеров летом 1998 г., в дни, когда
отмечался 80-летний юбилей режиссера.
"Сцены из супружеской жизни" - очень скромная по финансовым
затратам и количеству занятых актеров картина, лишь в экспозиции которой
появляются Биби Андерссон, Ян Мальмше и Анита Валль, все остальное время
в кадре только Лив Ульман и Эрланд Юсефсон. И лишь дважды на несколько
минут они покидают комнату. Телеспектакль? Нет, помещения, в которых
происходит действие, слишком обжиты, уютны, слишком приближены к
зрителю. И потому достоверны, как бывает только в фильме.
А он рассказывает историю одной любви, из тех, когда жить и любить
легче врозь. Пара с десятилетним супружеским стажем и двумя дочерьми
сначала дает интервью корреспондентке какого-то семейного журнала. Ему
42, ей 35. У них, ученого мужа и жены - адвоката, специализирующегося по
бракоразводным процессам, есть прочный достаток, крепко забытое
бунтарское студенческое прошлое, терпение и забота друг о друге. Муж
немножко любуется собой, превознося свои заслуги; жена слегка
кокетничает, сообщая, что ей практически нечего о себе рассказать.
В следующей сцене супруги проводят свободный вечер в обществе
семейной пары своих приятелей. Те, находясь на грани развода, ссорятся и
как бы показывают героям ближайшую перспективу их собственной жизни.
А далее начинается история развала семьи, развода и жизни врозь
людей, которые на самом деле очень любят друг друга. Они ссорятся и даже
дерутся, они сходятся с другими, но время от времени, не справляясь с
отчуждением, не выдерживая холода бессемейной жизни, встречаются вновь и
не могут сдержать чувств, главное из которых - желание тепла, близости,
понимания.
Путь к пониманию друг друга и самих себя будет долгим и, в общем,
грустным. Как грустна жизнь человеческая и жизнь семейная. Герои обретут
понимание лишь спустя семь лет, лишь освободившись от совместимости до
конца, в последней сцене фильма, когда, воспользовавшись отсутствием
нынешних супругов, сбегут в чужой пригородный домик, чтобы утолить
желание. В последний раз? Быть может. Но может быть, как бы и в первый.
В принципе, пересказывать фильм словами скучно и бессмысленно:
"каждая несчастная семья...", а ведь каждая семья по-своему несчастна.
Этот быт слишком знаком всем, кому за сорок, потому был бы
неинтересен, если бы не бергмановские актеры и не собственный
бергмановский супружеский опыт, который он вложил в картину если не со
всей присущей ему страстью, то, во всяком случае, с присущим ему
беспощадным анализом личностной психики и социальной психологии.
Как всегда у Бергмана, лидирует в "Супружеских сценах" женщина. Лив
Ульман, солируя, рвет бытовые страсти, интеллигентный Эрланд Юсефсон
абсолютно точно оттеняет ее красоту и порывистость. Актерский дуэт
чем-то напоминает супружескую пару фигуристов-чемпионов, когда партнер
каждым жестом как бы дарит, как бы преподносит партнершу зрительному
залу.
Актеры, не меняясь физически, не старея и не дурнея, проживают тем
не менее семь лет, и, оставшись собой, становятся другими людьми. Как
это бывает в реальной жизни. И вот этот реализм и эта беспощадность
позволяют смотреть и пересматривать старый фильм шведского классика как
- всегда новый, как - всегда современный, ведь сколько бы ни менялись
бытовые аксессуары, житейская суть, человеческая и семейная психология
всегда остается неизменной. Проблемы человеческого отчуждения,
супружеской холодности, бешенство последнего "переходного возраста",
наверное, были известны и жителям Каменного века. Вряд ли минуют они и
век послезавтрашний. "Всякая несчастная семья"... А какая семья не
несчастна?