комедийная мелодрама
Продолжительность: 113 США 2001 Режиссер: Б. и П. Фаррелли Продюсер: Б. Томас и
др Сценарий: Ш. Майниган, П. и Б.
Фаррелли В ролях: Г. Пэлтроу, Дж. Блэк, Дж. Александер, Дж. Витерелли, Б.
Мангилл, С. Уорд и др.
Музыка: Ай Ви Оператор: Р. Карпентер
10.09.2002
Образчик независимого американского кино, внешне мало чем
отличающийся от привычной голливудской продукции в жанре комедийной
мелодрамы. Все столь же плоско, политкорректно и несмешно, как обычно.
Но это лишь на первый, поверхностный взгляд. Уже сама тема ленты - жизнь
в современном мире и возможность личного счастья калечных людей -
необычна.
Как правило, ее обходят стороной (предпочитая, коли уж речь заходит
об отклонениях от стандарта, почему-то сумасшедших), что и понятно:
жизнь инвалидов нелегка (и тем более - не фотогенична) сама по себе, где
бы они ни влачили свое существование. Сколь бы ни старалось "гуманное"
общество (а такие существуют?), помощь инвалидам остается все-таки
помощью полноценных неполноценным, и больные вынужденно живут
обособленно, без большой охоты выходя за пределы своего малого мира. Уже
сам неизбежно рыскающий, сожалеющий, любопытствующий или намеренно
равнодушный взгляд окружающих не может не задевать увечного.
Братья Фаррелли, собственно, и показывают такое общество в
обществе, в которое прорывается человек со стороны. Но так опять же лишь
на первый взгляд. По большому-то счету, "нормальный" аутсайдер,
сталкивающийся с миром инвалидов и влюбляющийся (сначала по
фантастическому недоразумению, а затем уж, кое-что поняв и про самого
себя) в чудовищную толстуху, - сам далеко не нормален, как не нормален и
его закадычный дружок, как ненормальными оказываются на поверку все
действующие лица фильма, - люди как люди, только что уродливые внешне, а
оттого и чуть менее эгоистичные, чуть больше, чем неуродливые, способные
любить другого, любить, по крайней мере, не меньше, чем самого себя.
- Да что там любить-то, вы посмотрите на эти рожи! - как бы говорит
видеоряд картины.
- Там очень даже есть что любить, загляните лишь внутрь человека! -
учит содержание фильма.
По-американски, конечно, учит, похохатывая и не шибко вдаваясь в
глубину проблемы. (Но и за то спасибо.) Ведь если в нее вдаваться, она
обозначит отнюдь не конкретную проблемку микромира увечных, а глобальную
проблему общественного бытия (и сознания, сознания в первую очередь!),
проблему всего земного мироустройства, начавшегося в незапамятные
времена с борьбы видов за выживания, да так ни на шаг от этой борьбы и
не сдвинувшегося. Иными словами, от бытия до сознания - не доросшего.
Увы.
Впрочем, комическую мелодраму "Любовь зла" вполне можно смотреть и
безо всех этих размышлений: в меру поржать, слегка в нужных местах
прослезиться, а, выключив через два часа ящик, забыть про всех этих
ненормальных и выйти на вечерний променад, старательно не замечая
одинокой инвалидной коляски, ловко лавирующей между упитанными бедрами
обитателей Земли.