костюмная спортивная мелодрама
Продолжительность: 215 Индия 2001 Режиссер: Асхутош Говарикар Продюсер: А. Хан Сценарий: Асхутош Говарикар В ролях: А. Хан, Г. Сингх, Р.
Шелли, П. Блэкторн, А.К. Хангал, П. Губта, С. Мулей, К. Харбенда, Б.
Нилон и др.
Музыка: А.А. Рахман Оператор: А. Мехта
10.09.2002
Лагаан - это по-индийски барщина, оброк натурой, то есть (для
непонятливых) часть урожая, которую крестьянин должен за так отдать
своему господину...
Нет, дорогой читатель, не торопись, тебе еще не все понятно про
этот фильм (см. определение жанра).
Дело происходит в конце XIX века, вопреки тому что переводчик за
кадром ничтоже сумняшеся объявляет в начале картины: "Индия, 1983
год...". Место действия - "сердце Индии" (как опять-таки сообщает голос
за кадром). Где оно, это самое сердце, можно только догадываться. В
общем, это там, где жарко, где горы, а в горах деревни (с поющим и
танцующим по поводу и просто так, с цыганской разноцветностью одетым
чистеньким простонародьем), а неподалеку проживает местный феодал, а
рядом с феодалом расквартирован британский гарнизон, которому феодал
платит оброк, собирая его, в свою очередь, с крестьян. Крестьянам же
платить нечем (им, крестьянам, всегда нечем платить), потому что второй
год над их деревней Перун (или как там его, по-индийски?) отчего-то не
пролетает.
Командир гарнизона - большой любитель поиграть в крокет и
пострелять из ружья в винторогих козочек. Осуществлять последнее занятие
с полным удвольствием ему, однако, мешает молодой народный лидер одной
из деревушек, винторогих козочек жалеющий. Отсюда и начинается
долгий-предолгий (на три с половиной часа экранного времени) конфликт.
Раздосадованный своеволием мужика, лощеный офицер сообщает сыроеду
феодалу о том, что в этом сезоне оккупированная область обязана
предоставить двойной оброк, поскольку в прошлом году из-за недорода
крестьяне платили лишь половинный. На мольбы феодала хлыщ отвечает:
съешь, мол, со мной убоинки, тогда я, может, передумаю. По религиозным
соображениям НА ТАКОЕ кощунство феодал пойти не может.
Покуда же он, чуть не плача, рассылает гонцов с кошмарным
сообщением по деревням, офицеры гарнизона развлекаются крикетом, танцами
и встречей приезжающей на побывку к начальнику сестры-красавицы.
Один из матчей наблюдают из-за кустов крестьяне, пришедшие к
феодалу умолять об освобождении от уплаты двойного лагаана: Перун-то
по-прежнему задерживается. Никаких вам, лапотники, отсрочек, ответствует
офицер. Особенно вот этому доморощенному "зеленому", из-за которого я
пять раз промазал по неподвижной винторогой... А впрочем, нет, можно и
скостить оброк, даже вообще его не выплачивать год, нет, два, нет три...
если выиграете у нас в крикет. А коли проиграете - уплатите тройной
лагаан. Согласны?
Народ рыдает. Народный лидер, тот самый "зеленый" по имени Бхуван,
говорит: была не была! В детстве я, мол, недурно играл в лапту. И шапкой
оземь.
Дальнейшее - история создания "команды титанов" из подручного
материала: согласных и несогласных, здоровых и увечных, прикасаемых и
неприкасаемых. Ну, словом, совершенный в своей политкорректности
Голливуд. Кроме того, история любви Бхувана и деревенской красотки Гури,
любви к Бхувану красавицы англичанки, помогающей лапотникам освоить
премудрости утонченной британской игры (и на что только не толкает
человека любовь!..), история индийской народной культуры в песнях и
плясках, наконец, полуторачасовая история трехдневного матча, поданная
со сверхтитанической даже для Голливуда мелодраматической масштабностью
и дороговизной.
"Наши", понятное дело, побеждают, неприкасаемые становятся
прикасаемыми, оккупанты остаются с носом, а индийцы - с урожаем, дождем
(загулявший Перун прилетел-таки сбрызнуть викторию) и - без оккупантов,
кои, от стыда сгорая, убираются на постой в соседнюю область.
Благородная штрейкбрехерша англичанка остается со своими
светло-печальными воспоминаниями, а Бхаван, натурально, - с Гури.
Немножко забавный, в индийскую меру жеманный и суперкрутой в смысле
операторской работы и особенно мастерства режиссера, сумевшего
захватывающе интересно снять полуторачасовой крикетный матч, цветастый,
как детская акварель, неподражаемо сочетающий "зито-и-гитную"
традиционность с голливудской спортивной мелодрамой (конкретный образчик
упомянут выше - диснеевская лента "Вспоминая титанов" режиссера Б.
Якина), вполне заслуженно отмеченный международными призами фильм, можно
сказать, "для всех"... Для всех, кто досмотрит до середины.
Нет, право, раз в десять лет можно и индийское кино посмотреть -
убедиться, что и на восточном фронте без перемен.