драма Продолжительность: 178 Швеция - Франция - Германия 1982 Режиссер: Ингмар Бергман Продюсер: Йорн Доннер Сценарий: Ингмар Бергман В ролях: Б. Гюве, П. Алльвин, Б. Альстедт, Х.
Андерссон, П. Эстергрен, М. Бергман, Г. Бьернстранд, А. Эдвалль, Э.
Фрелинг, Э. Юсефсон, Я. Кюлле, Я. Мальмше, Г. Волльгрен и др.
Музыка: музыка
из произведений В.А. Моцарта, Ф. Шопена, Р. Шумана и др. Оператор: Свен Нюквист
10.09.2002
Последний шедевр (но не последний фильм) Мастера, пятичасовой
телевизионный кинороман, вобравший в себя все основные темы творчества
Бергмана. Темы эти, как мы помним, богоборчество и поиск альтернативы
Богу, опоры для мятущегося, отчужденного человека; жизнь художника,
одновременно создателя собственного тетара марионеток и, в свою очередь,
марионетки в Великой Игре бытия, а также эрос в человеческой жизни,
которая - всегда и вся, по Фрейду, - родом из детства.
Я видел киноверсию этого фильма, читал полный сценарий,
опубликованный на русском языке в сборнике "Бергман о Бергмане" (М.:
Радуга, 1985). Драматургические различия между кинематографическим и
телевизионным вариантами кажутся не слишком значительными, однако такие
вещи, как время, ритм произведения, конечно же, очень существенны,
поэтому сразу и оговариваюсь: речь пойдет именно о впечатлении от
киноверсии "Фанни и Александра".
Сам режиссер рассказывает в книге "Картины" о работе над двумя
вариантами ленты так: из 25-часового отснятого материала ему нужно было
сделать "один для телевидения, в пяти сериях, не обязательно равных по
длине. Другой - экранный, весьма неопределенной "нормальной
продолжительности". Однако не длиннее двух с половиной часов.
Телевизионный вариант - главный. Именно за этот фильм я сегодня готов
отвечать головой... После монтажа получился фильм продолжительностью
более пяти часов". Далее предстояло смонтировать киноверсию: "Это было
невероятно тяжело, поскольку я резал картину по-живому и прекрасно
понимал, что с каждым взмахом ножниц порчу свое произведение. В конце
концов мы получили некий компромисс три часа восемь минут. Как мне
представляется сегодня, телевизионный фильм можно бы без всякого ущерба
почистить еще на полчаса или минут на сорок - ведь он смонтирован в виде
пяти отдельных серий. Но отсюда до сильно урезанного экранного варианта
шаг огромен".
Фильм рассказывает историю одной состоятельной шведско-еврейской
семьи в начале ХХ века. События происходят в условном провинциальном
Городе и охватывают сравнительно небольшой период времени - по-видимому,
в полтора года. Картина начинается с празднования Рождества, завершается
празднованием Пасхи, отчего в целом и получается достаточно светлой,
несмотря на серьезное и глубоко драматическое содержание.
В промежуток между праздниками укладываются события нелегкого и по
прихоти судьбы катастрофически быстрого взросления главного героя, 10 -
12-летнего мальчика Александра, лирического "я" Ингмара Бергмана. Может
быть, даже его перерождения, или рождения ИСТИННОГО (что подчеркивает
именно праздник Пасхи: "смертию смерть поправ"). Скоропостижная кончина
еще не старого отца, новое поспешное и неудачное замужество матери
обрывают его счастливое детство, сталкивают лицом к лицу с жестокостью и
позволяют проявить силу характера будущего художника. Эти же события
высвечивают и родовые, типические слабости натуры как самого Александра,
так и всего его окружения - буржуазного, артистического, по-чеховски
провинциального и, главное, отживающего, уходящего с исторической сцены.
В 1860-х годах зажиточный коммерсант Оскар Экдаль влюбился в
талантливую актрису Хелену Мандельбаум, женился на ней, купил городской
театр и предоставил его жене в полное распоряжение с тем лишь условием,
что сама она сцену оставит. Актриса управляла театром, меж делом
исправно рожая сыновей. Старшему, тоже Оскару, со временем она передала
театр, которым он в дальнейшем умело руководил, а его жена, красавица
Эмили (мать Фанни и Александра) играла на сцене главные роли. Брат
Оскара, Густав Адольф, великолепный бабник и отличный делец, содержал
при театре замечательный ресторан. Другой брат, Карл, женатый на немке,
за десятки лет так и не научившейся говорить по-шведски и служащей
своему мужу, вечному ребенку, с усердием добровольной рабыни, - в фильме
персонаж второстепенный и симпатичный разве что своими странностями,
такими, как, например, умение пуканьем загасить сразу две свечи, за коим
актом ребятишки, конечно, радостно наблюдают.
К родовому клану примыкает еще один очень симпатичный персонаж,
правоверный иудей и коммерсант Исак Якоби (его играет хорошо знакомый
нам Эрланд Юсефсон). Якоби - старый друг семьи и некогда любовник
Хелены. В решительный момент именно он спасает погибающую в новом
замужестве Эмили и ее детей.
Вся первая половина картины представляет собой чередование сцен из
жизни большой семьи, то данных глазами Александра, то происходящих без
его видимого участия. Персонажи пьют и гуляют, прелюбодействуют и
воспитывают детей, вспоминают прошедшее и непременно разнообразными
способами выказывают искреннюю привязанность, приязнь, любовь друг к
другу. Это действительно одна семья, родовое гнездо, "вишневый сад",
которому, как мы знаем, скоро и неизбежно предстоит быть вырубленным в
корень. Швеция не воевала, не обольщалась революциями, но и эта страна в
ХХ веке не могла не измениться до неузнаваемости, но и ее дети, вступив
в новую эпоху, не могли не произвести радикальной переоценки ценностей.
Оскар Экдаль, исполняя роль Призрака в "Гамлете", внезапно прямо на
сцене теряет сознание. Доставленный актерами и близкими на руках домой,
он успевает прийти в себя, проститься с семьей, после чего умирает.
Вероятно, с этого события начинается ХХ век для семьи. С этого же
момента Александру предстоит, вообразив себя новым датским принцем,
проститься с детством, а скоро - и с домом, исполненным обожанием к
мальчику, в меру шаловливому, подверженному детским страхам,
любознательному и склонному к фантазированию.
Последняя склонность становится камнем преткновения в его
отношениях с отчимом (великолепно сыгранным Яном Мальмше),
пренеприятнейшим городским епископом, этаким Фомой Опискиным и стариком
Карениным в одном лице, форменным иезуитом, сумевшим обольстить
легкомысленную, как все актрисы, Эмили и принявшимся проповедовать
"любовь по-своему" людям, ничего, кроме настоящей любви, до того не
знавшим. Столкновение Александра и его младшей сестры с отчимом, первую
свою семью в воображении мальчика (но, может быть, и в действительности)
уже погубившим, представляет собой эмоциональный центр фильма.
Изощренные издевательства над беззащитными детьми как бы сознательно
отсылают зрителя к английским романам XVIII - XIX вв., равно как и
чудесное, романтическое, сказочное их спасение: Якоби буквально
выкрадывает ребятишек из дома-крепости епископа, схоронив их в огромном
сундуке, который покупает у мерзавца за большие деньги.
Здесь нелишне еще раз процитировать "Картины": "У "Фанни и
Александра" два крестных отца. Один из них - Э.Т.А. Гофман <...> В моей
памяти раз за разом всплывала одна и та же иллюстрация - к "Щелкунчику"
Гофмана. На ней изображены двое детей, которые в сочельник, присев на
корточки, ждут в темноте, когда зажжется елка и распахнутся двери залы.
Это исходная точка сцены рождественского праздника, начальных кадров
"Фанни и Александра".
Второй крестный отец, конечно же, Диккенс: епископ и его дом. Еврей
в своей фантастической лавке. Дети-жертвы. Контраст между черно-белым
замкнутым миром и цветущей жизнью за стенами".
А что же обманутый епископ, не дающий развода беременной Эмили и
грозящий ей и ее детям нескончаемым преследованием? Он, как ясно из
сценария, сам по уши в долгах. А все его векселя выкуплены
предприимчивым ресторатором, дядей Александра, который тоже принимает
участие в спасении членов семьи. Впрочем, эта замечательная сцена
переговоров братьев Экдалей с епископом, в киноверсию фильма не вошла,
отчего картина несомненно теряет.
Далее Александр переживает новый эпизод взросления в доме Якоби и
его сыновей, один из которых - великий мастер по изготовлению марионеток
для кукольного театра, другой - шизофреник, умеющий воздействовать на
людей и на саму Судьбу. С помощью этого странного юноши Александр
убивает своего врага и возвращает мать и сестру в родной дом.
Вообще Таинственное, мистическое - важнейший мотив в "Фанни и
Александре". В самом начале фильма мы видим, как рождественской ночью
дети, пугая друг друга привидениями, зачарованно разглядывают
таинственные картинки в приборе, называющемся "Волшебным фонарем"
("Laterna Magica") и являющемся прообразом киноаппарата, - инструмента,
с которым истинный родитель Александра будет неразлучен всю жизнь. Затем
Александру, Хелене, да и иным персонажам станут являться, как живые,
духи и привидения, в частности, отец мальчика. И Александр будет,
преодолевая страх, общаться с ним, спорить, укорять в том, что -
является напрасно, ведь все равно помочь не может. И постепенно призрак
отца отступит, как отступят и прочие призраки. Отступят, но не уйдут
навсегда. А призрак епископа объявит герою: "Я никогда не оставлю тебя в
покое".
Так. Мертвые живут во всех нас, но особенно явственно они окружают
художника. Ингмар Бергман - великий художник и сын пастора, с которым
выясняет отношения, вероятно, и сегодня - в воспоминаниях, сценариях и
романах последниих десятилетиий, проводимых режиссером в отшельничестве
на острове Форе.
Финальный эпизод дарит нам возвращенное семейное счастье,
упроченное рождением двух младенцев, тех, кто вслед за рано
повзрослевшими Фанни и Александром продлит семейное древо в новом веке.
Да и старшие члены семьи еще не сыграли своих ролей до конца: Эмили
предлагает Хелене возвратиться на сцену и сыграть вместе с ней главные
роли в пьесе Стриндберга, драматурга, наравне с Ибсеном, ранее
провинциальным театром не жалуемого в силу его чрезмерных для местного
обывателя оригинальности и откровенности. Но время пришло, и Экдали (а с
ними и театр, и Город), хотели они того или нет, вступили в ХХ век, да и
кое-что пережили, к счастью, сохранив дом и семью. Пока.
Удивительный это фильм, удивительный и его финал, одновременно
расставляющий все точки над i (в конкретном тексте и в бергмановском
кинематографе вообще) и открытый, позволяющий домысливать судьбу
персонажей, прежде всего Александра. А зритель, знающий творчество
Бергмана, не только кинематографическое, но и писательское, непременно
увидит и прямую автобиографичность как образа Александра, так и всей
истории в целом. Но сколь же прихотлива эта автобиографичность, с каким
великим художественным мастерством она "выдумана", как психологически
много и фактически мало в ней от реальной жизни, реального детства
автора!
"С самого начала видно, что я приземлился в мире моего детства. Тут
и университетский городок, и бабушкин дом со старой кухаркой, тут и
живший во дворе еврей, и школа. Я приехал и пускаюсь бродить по
окрестностям. Детство, конечно же, всегда было моим придворным
поставщиком, но раньше мне и в голову не приходило разузнать, откуда
идут поставки" ("Картины". С. 367).
"Жизнь семейства Экдалей воспринимается как потерянный рай", -
формулирует свое впечатление от этого повествования Виктор Божович
(статья "Ингмар Бергман" в кн.: "Первый век кино". М.: Локид, 1996. С.
200 - 201). Но - хочется добавить - всякий рай потому и потерян, что
внутри самого себя неизменно содержит ад. До поры невидимый,
невыявленный. Однако пора прозрения рано или поздно приходит. А в
старости, если художнику удается до нее дожить, приходит особая пора -
всепонимания и всепрощения, пора последней печальной и прощальной, но и
светлой любви к тем, кого уже давно нет, к тому, что давно прошло и не
пройдет никогда, пока не пройдешь ты сам, юный, вступающий в жизнь
Александр, мудрый, покидающий навсегда земляничную поляну Исак Борг,
прощающийся с делом жизни - кинематографом - Ингмар Бергман, по словам
В. Божовича, "один из тех художников, кто определял развитие мирового
кино в 50 - 60-е годы".