Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ВИВА, МАРИЯ!

героическая комедия
Продолжительность: 112
Франция - США 1965
Режиссер: Л. Маль
Продюсер: О. Дансижер
Сценарий: Л. Маль, Ж.-К. Каррьер
В ролях: Ж. Моро, Б. Бардо, П. Дюбост, К. Брук, П. Бернольди, Дж. Хамилтон и др.
Музыка: Ж. Делерю
Оператор: А. Деке


10.09.2002

"Вива, Мария!" - классика костюмной кинокомедии и потому, что этот чисто галльский фарс снимал знаменитый режиссер Луи Маль, и потому, что в нем сыграли одни из своих лучших ролей две суперзведы европейского кино 60-х - 70-х - Жанна Моро и Брижит Бардо. Первая из них - большая драматическая актриса. Оттого и здесь она играет роль более сложную и тонкую - роль истинной актрисы, то есть одновременно учительницы и ученицы, зеркала, отражающего смотрящегося, и самого смотрящегося в зеркало. Роль Бардо, французской кинодивы номер один на все времена, проще: она есть этакая народная героиня, которой всегда море по колено. "В горящую избу...", если определять одним словом.

Сюжет прост и очарователен как пример смешения жанров. Тут вам и комедия, и мюзикл, и вестерн, и французский костюмный боевик не то про Анжелику, не то про мушкетеров.

Дело происходит в начале ХХ века, в полностью готовой к народному взрыву Мексике, куда попадает потомственная террористка-бомбистка из Ирландии (Бардо). Она с раннего детства помогала в этом "славном" деле любимому папочке, устраивая кровавый переполох в Лондоне и Париже, а теперь вот "веселая семейка" добралась и до Нового Света. Тут-то папаше и приходит давно заслуженный каюк. Дочка же остается не у дел и, голодная-немытая, чудом пристает к бродячему цирку, главную прелесть которого составляет парижский дуэт певиц-плясуний. Впрочем, ко времени появления у кибиток террористки дуэт, вследствие самоубийства его половины из-за неразделенной любви, сокращается ровно вдвое - до чистого соло, то бишь до одной блистательной Жанны Моро.

Приставши к артистам, нельзя же не попробовать - с этакой-то фактурой! - самой стать артисткой. Как вы понимаете, у героини Б. Бардо это легко получается. Поет она, правда, не так чтобы очень, зато сходу вносит в выступление дуэта "Мария и Мария" решительное нововведение - петь не просто так, а раздеваясь - ну, примерно так, как нынче поступают все попсы, особливо же те, кому, кроме как пышными бедрами, петь больше нечем.

Выступления бродячей труппы, ясное дело, проходят не во дворцах, а в хижинах. Усталые, но оттого еще более гар-рачие индейские парни, естественно, обеспечивают двум Мариям полнейший аншлаг. А с теми из них, кто почище личиком, бывшая террористка с полной охотой проводит групповые ночи - вероятно, разучивает народные мексиканские песни. В итоге дамочки мгновенно становятся народными героинями. А ввязавшись в разборки своих поклонников с местными властями, очертя голову бросаются в революцию. Здесь мюзикл плавно переходит в мордобойный и многопалительный боевик, из всех перипетий которого неукротимые Магдалины выходят, как и должно быть, полными победительницами.

Прелесть картины - в блистательном режиссерском мастерстве, с которым Маль любовно-издевательски пародирует свое отечественное и голливудское кино, перебирая за два часа, кажется, все бывшие и небывшие, возможные и невозможные гэги и трюки: от Чаплина и Линдера до помянутых выше анжелик и ду артаньянов.

Еще большая прелесть - в том, как эта тотальная пародийная придумка Маля перелицована позднее в нашем "Человеке с бульвара Капуцинов": по кадрам - с юмором и очарованием неменьшим. Любознательные да посмотрят! От всей души рекомендую.

Рецензия: В. Распопин