героическая комедия
Продолжительность: 112 Франция - США 1965 Режиссер: Л. Маль Продюсер: О. Дансижер Сценарий: Л. Маль, Ж.-К. Каррьер В ролях: Ж. Моро, Б.
Бардо, П. Дюбост, К. Брук, П. Бернольди, Дж. Хамилтон и др.
Музыка: Ж. Делерю Оператор: А.
Деке
10.09.2002
"Вива, Мария!" - классика костюмной кинокомедии и потому, что этот
чисто галльский фарс снимал знаменитый режиссер Луи Маль, и потому, что
в нем сыграли одни из своих лучших ролей две суперзведы европейского
кино 60-х - 70-х - Жанна Моро и Брижит Бардо. Первая из них - большая
драматическая актриса. Оттого и здесь она играет роль более сложную и
тонкую - роль истинной актрисы, то есть одновременно учительницы и
ученицы, зеркала, отражающего смотрящегося, и самого смотрящегося в
зеркало. Роль Бардо, французской кинодивы номер один на все времена,
проще: она есть этакая народная героиня, которой всегда море по колено.
"В горящую избу...", если определять одним словом.
Сюжет прост и очарователен как пример смешения жанров. Тут вам и
комедия, и мюзикл, и вестерн, и французский костюмный боевик не то про
Анжелику, не то про мушкетеров.
Дело происходит в начале ХХ века, в полностью готовой к народному
взрыву Мексике, куда попадает потомственная террористка-бомбистка из
Ирландии (Бардо). Она с раннего детства помогала в этом "славном" деле
любимому папочке, устраивая кровавый переполох в Лондоне и Париже, а
теперь вот "веселая семейка" добралась и до Нового Света. Тут-то папаше
и приходит давно заслуженный каюк. Дочка же остается не у дел и,
голодная-немытая, чудом пристает к бродячему цирку, главную прелесть
которого составляет парижский дуэт певиц-плясуний. Впрочем, ко времени
появления у кибиток террористки дуэт, вследствие самоубийства его
половины из-за неразделенной любви, сокращается ровно вдвое - до чистого
соло, то бишь до одной блистательной Жанны Моро.
Приставши к артистам, нельзя же не попробовать - с этакой-то
фактурой! - самой стать артисткой. Как вы понимаете, у героини Б. Бардо
это легко получается. Поет она, правда, не так чтобы очень, зато сходу
вносит в выступление дуэта "Мария и Мария" решительное нововведение -
петь не просто так, а раздеваясь - ну, примерно так, как нынче поступают
все попсы, особливо же те, кому, кроме как пышными бедрами, петь больше
нечем.
Выступления бродячей труппы, ясное дело, проходят не во дворцах, а
в хижинах. Усталые, но оттого еще более гар-рачие индейские парни,
естественно, обеспечивают двум Мариям полнейший аншлаг. А с теми из них,
кто почище личиком, бывшая террористка с полной охотой проводит
групповые ночи - вероятно, разучивает народные мексиканские песни. В
итоге дамочки мгновенно становятся народными героинями. А ввязавшись в
разборки своих поклонников с местными властями, очертя голову бросаются
в революцию. Здесь мюзикл плавно переходит в мордобойный и
многопалительный боевик, из всех перипетий которого неукротимые
Магдалины выходят, как и должно быть, полными победительницами.
Прелесть картины - в блистательном режиссерском мастерстве, с
которым Маль любовно-издевательски пародирует свое отечественное и
голливудское кино, перебирая за два часа, кажется, все бывшие и
небывшие, возможные и невозможные гэги и трюки: от Чаплина и Линдера до
помянутых выше анжелик и ду артаньянов.
Еще большая прелесть - в том, как эта тотальная пародийная придумка
Маля перелицована позднее в нашем "Человеке с бульвара Капуцинов": по
кадрам - с юмором и очарованием неменьшим. Любознательные да посмотрят!
От всей души рекомендую.