драма Продолжительность: 121 Швеция 1997 Режиссер: Ингмар Бергман Продюсер: М. Ройтесверд Сценарий: Ингмар Бергман В ролях: Б. Альстед,
М. Ричардсон, Э. Юсефсон, П. Аугуст, А. Бьорг, Л. Енде, Г. Фрид, П.
Стормар и др.
Музыка: музыка
из произведений Ф. Шуберта Оператор: Т. Форсберг
10.09.2002
Последняя режиссерская работа Ингмара Бергмана, телевизионный
трагикомический спектакль о пожилых северянах, разыгрывающих в
сумасшедшем доме историю собственного сочинения о том, как они снимали,
ставили и демонстрировали в шведской глубинке первый в мире "говорящий"
фильм - трагическую историю болезни и смерти Франца Шуберта, медленно
сгнивающего от сифилиса.
Впрочем, происходит дело в психушке, в реальности или в
воображаемой реальности - окончательно понять невозможно: жизнь
художника всегда как минимум наполовину ирреальна, а речь в спектакле
идет именно о жизни и смерти художника, вещах одинаково смешных и
печальных, отчего и подвластных скорее показу, нежели анализу.
Дело происходит в середине 20-х, поэтому воображаемый фильм о
Шуберте - в самом деле, первая звуковая картина. Изготавливается она
так: на пленку снимается обычная немая фильма, а проецируется она на
прозрачный экран, за которым сидят артисты и озвучивают роли с помощью
микрофона.
Небольшой фрагмент из этой фильмы (отсылающий, кстати, знакомого с
творчеством Бергмана зрителя и к ранней "Тюрьме", и к зрелой "Персоне")
ее создателям удается показать десятку посетителей из занесенной снегом
деревушки, откуда родом режиссер и исполнитель главной роли - пожилой
шизик (можно сказать, любимый персонаж Бергмана, произрастающий из
воспоминаний об одном из его дядьев, великом выдумщике и пукателе, где
только у шведского классика не встречающийся, хоть, например, в тех же
"Фанни и Александре"), несомненно обладающий актерским и человеческим
обаянием, поскольку все когда-либо встречавшиеся ему женщины в
сумасшедшего непременно влюблялись. По крайней мере, все появляющиеся в
картине. Это - его мачеха, едва ли не сверстница героя по возрасту, его
сестра, молодая сожительница-врач, отдающая кинематографической прихоти
любовника все свое наличное состояние, еще более молодая блондиночка -
исполнительница главной женской роли в фильме о Шуберте, наконец пожилая
клоунесса, символизирующая, по-видимому, и смерть, и музу, и всех быших
героя, настоящих и воображаемых.
В целом же премьера первой звуковой фильмы едва не завершается
трагически - пожар, возникший из-за непрофессионального использования
захолустного электрообуродования, лишь с большим трудом удается
погасить. И тут кончается кино и начинается театр: фильма доигрывается
вживую, актеры, поневоле вживаясь в трагические образы, теряя то
сознание, то рассудок, но создают-таки действо высокого трагического
накала и доводят представление до конца. Представление первое и
представление последнее, фильм-спектакль, судьба которого - быть
запечатленным лишь в памяти зрителей, покуда они, зрители, живы.
Такова она и вообще, хрупкая слава театрального артиста. Но она же,
по легко прочитывающейся мысли Бергмана, и единственно истинная,
настоящая. Без театра не было бы кинематографа. Без театра не было бы и
самого Бергмана. Театр есть alma mater всякого лицедея, в сущности своей
- площадного шута, клоуна, сумасшедшего, ибо только сумасшедший и может
с удовольствием жить меж двух миров - реального и выдуманного. Заложник
театра в плену у кино, - скажу, перефразируя Пастернака.
А когда приходит срок, единственная настоящая реальность - безумие
небытия? непреложный разум смерти? - забирает всех без исключения -
гениального страдальца-сифилитика Шуберта, безумных фоглеров (еще одна
излюбленная "фишка" Бергмана - фамилия, коей он награждает особо
значимых для него персонажей-лицедеев) - актеров, изобретателей
перпетуум-мобиле и профессоров красноречия, нормальных обывателей
скандинавских предместий, матерей и мачех, жен и любовниц, шутов в
подштанниках и старых клоунесс, кокетливо поигрывающих острыми, как
бритва, кровавыми коготками с собственными обвислыми сосками.
Но покуда он еще не пришел, последний срок, гениальные и не
утратившие разум режиссеры оставляют и кино, и даже театр, уходя в
истинное начало начал - в литературу. Как Ингмар Бергман, постановщик
сотен спектаклей и фильмов, более всего прочего боявшийся снимать
"бергмановские" фильмы - и снимавший все-таки только и всегда фильмы
именно "бергмановские" - именные (ибо на такое никто другой не способен,
точно так, как никто не способен, например, писать романы Достоевского,
кроме самого Федора Михайловича)... Сегодня же 84-летний отшельник и
вдовец, он живет один в доме на острове Форё и пишет книги, экранизируют
которые уже его ученики - великая актриса Лив Ульман и режиссер Билле
Аугуст.
Я полностью отдаю себе отчет в том, что на протяжении трех десятков
рецензий так и не сумел сколько-нибудь адекватно личности великого
художника представить его искусство. Равно как и эту его работу, гораздо
более многогранную и мудрую, нежели мой о ней дилетантский рассказ. Но
если юные читатели, так сказать, "с этой подачи" обратятся к фильмам
Бергмана (а обратившись, посмотрев, вчувствовавшись - непременно
сделаются его почитателями, - иначе просто и не может быть), тогда я с
гордостью буду считать цель достигнутой. Ибо сам, хоть и увидел эти
фильмы впервые будучи уже на пятом десятке, не без оснований думаю: за
то, что стал таким, каков есть сегодня, благодарить должен в числе
лучших мастеров и учителей, с кем свела виртуальная реальность, и
великого скандинава, одного из истинных мудрецов ушедшего столетия.