мелодрама Продолжительность: 87 Франция 2002 Режиссер: Патрис Леконт Продюсер: Ф. Каркассон Сценарий: С. Фридман В ролях: П.
Тимсит, Л. Каста, В. Эльбаз, К. Муше и др.
Музыка: песни и мелодии 40-х гг. Оператор: Э. Серра
10.09.2002
История, рассказанная в новом фильме Патриса Леконта, столь же
банальна, сколько и неправдива. Чисто киношная, тема гибельной любви
несчастной проститутки в 50-е - 70-е эксплуатировалась нещадно (Ф.
Феллини, Л. Вертмюллер и многие, многие другие режиссеры, чье творчество
не оставило заметного следа в истории кино), да и позднее с экранов не
сходила, хотя страсти этого рода слегка и приутихли. Образцы высокой
разработки темы были заданы итальянцами. В "Ночах Кабирии" (1957)
Федерико Феллини и в "Фильме любви и анархии" (1973) Лины Вертмюллер
мелодраматическая по своей сути тема разрабатывалась в наиболее высоком
и сложном жанровом варианте, в жанре трагикомедии.
Казалось бы, что можно тут еще придумать? Придумал, однако, Луи
Маль, заставив героиню "Прелестного ребенка" родиться в борделе, там же,
так сказать, получить образование и как-то потом со всем этим жить
дальше. Никто из названных мастеров тем не менее не предлагал зрителям
экзерсис на тему "поговорим о странностях любви". Смысл их картин был, в
сущности, один: поговорим о любви к человеку, ибо каждый человек
заслуживает любви.
Популярный, но, по-моему, больше раскрученный, чем в самом деле
талантливый, современный французский режиссер Патрис Леконт, снимающий,
вообще говоря, необязательные к просмотру картины (то есть: посмотришь -
ничего не обретешь, не посмотришь - ничего не потеряешь), возвращает
тему гибельной любви несчастной проститутки в область чистой мелодрамы,
берет идею Маля и заставляет теперь уже не героиню, а героя родиться в
начале 40-х в парижском борделе, там же прожить до зрелых лет, исполняя
обязанности прачки, столяра-плотника, судомойки и подсобного рабочего в
одном лице. Гражданин он тихий, невысокий, плотный и психически какой-то
"зашибленный". Девочки разных возрастов и поколений его любят, как
брата-кастрата, а он ими восхищается, как, наверное, восхищался бы
Тулуз-Лотрек, не будь он графом и гениальным художником.
Эта начальная небольшая часть ленты, где все друг другом
восхищаются под восхитительные песенки послевоенных шансонеток, право,
недурна, но затем в публичном доме появляется смазливая "вольная
охотница", вынужденная в условиях послевоенного раздрая искать "крышу",
и несчастный "зашибленный" окончательно теряет собственную "крышу" - я в
том смысле, что она у него съехала окончательно и утопла в Сене.
От сих и до титра "fin" мы будем лицезреть крестный путь душевных
терзаний добросердечного влюбленного тюфяка, совершенно растворившегося
в своей любви к шлюхе, хитроумно-ласково помыкающей им каждую минуту. Он
любит ее самозабвенно, то есть так, как может любить разве что
свихнувшийся мазохист, получая скорбное удовлетворение параллельно
удовлетворению отнюдь не скорбному, испытываемому предметом любви в
чужих объятиях.
Десяти минут внимания к проблеме, на мой взгляд, было бы вполне
достаточно, но режиссер тянет болезненно-сладкое мгновение час, по пути,
что совершенно естественно и столь же банально бросив проститутку в
объятия авантюриста с подозрительно русским именем Димитрий. Впрочем,
может эт Димитрий, конечно, грек, но оттого лучше не становится и
затаскивает любовницу в мрачный омут своих криминальных контактов. Там
его в конце концов и убивают, а заодно приканчивают и его подружку, в
лицо знающую гангстерского пахана. Из соображений уж полного
наплевательства влюбленного "зашибленного" не трогают (что с блаженного
взять!..) и оставляют его на солнечном берегу прелестной речушки
оплакивать кр-расиво умирающую любовь, в первый раз держа ее в
заскорузлых, но трепетных объятих.
С точки зрения чисто эстетической фильм красив, тонко стилизован не
просто под старину, но скорее под киношную старину (под тех же Маля и
Вертмюллер), с приятным саундтреком, но драматургически, увы, печально
посредствен и в итоге художественно бескровен, хотя красной краски в
финале проливается немало. В общем, такое блюдо для вегетарианцев: не
нравится - не ешь, не жалко (героев) - не жалей.
Это, в принципе, тоже по нашим временам и свободам нормально, но
порождает законный вопрос: а зачем, в таком случае, было всю эту бодягу
снимать?