Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




ВЫБОР СОФИ

Драма
Продолжительность: 145
США 1982
Режиссер: А. Пакула
Продюсер: А. Пакула, К. Бариш
Сценарий: А. Пакула (по роману У. Стайрона)
В ролях: М. Стрип, К. Кляйн, П. Макнилон
Музыка: М. Хэмлиш
Оператор: Н. Альмендрос


25.07.2002

Век-волкодав предложил ей, светловолосой красавице польке, выбирать между гениальным биологом-евреем и начинающим писателем из южного штата, между гением и шизофреником, между страстно любящим ее сумасшедшим и по-собачьи преданным ей юношей, между отцом-антисемитом и еврейским гетто, между жизнью дочери и жизнью сына, между начальником концлагеря и лагерным сопротивлением, между смертью и выживанием, между жизнью и смертью, между смертью и смертью. И она выбирала, как могла. Хотя о каком тут выборе может идти речь, если ты, конечно, человек?!. Последнее, правда, человеку ХХ века еще надо доказать самому себе. А доказав, - добровольно уйти из жизни, ибо только так можно спастись от затравившего тебя века-зверя. Но скольких ты, не желая того, уведешь за собой?

Потрясающий фильм Алана Пакулы и жестокий роман Уильяма Стайрона вновь напоминают каждому, кто знаком с Библией, историю безгрешного страдальца Иова, что до них, как известно, делали многие и многие, включая Толстого и Достоевского. История стайроновской небезгрешной Иовессы не лучше, но, пожалуй, страшнее прежних, как страшнее всех предыдущих был век, в котором мы с вами, читатель, родились.

Закончился ли, издох ли он наконец в смертных муках, век-волкодав, начавшийся отнюдь не в 1901, а тринадцать лет спустя выстрелом в Сараево?.. Лучшие ленты мирового кино предупреждают: как знать?..

'Выбор Софи' безусловно принадлежит к числу лучших фильмов мирового кино, а три сыгравших в нем актера этими ролями навсегда вписали свои имена в книгу славы десятой музы. Как, разумеется, и режиссер.

Страшно смотреть, да надо. Как тяжко читать 'Книгу Иова', а все же без нее - ты недочеловек.

И спасибо показавшему фильм в майские праздники Победы каналу Ren TV, настойчиво и почти в полном одиночестве разрежающему испарения нашего отравного эфира настоящим искусством высокого и серьезного кинематографа.

Рецензия: Виктор Распопин