мистический триллер
Продолжительность: 102 США 2002 Режиссер: М. Раймер Продюсер: Дж. Саралиг Сценарий: С. Эббот, М. Петрони (по роману А.
Райс "Биография вампира") В ролях: С. Таунсенд, М. Море, П. Макгант,
В. Перес, Л. Улин и др.
Музыка: Р. Гиббс, Дж.
Дэвис Оператор: А. Бекер
10.09.2002
Очередная вампирская история, на этот раз в аксессуарах
шоу-бизнеса. Фильм, как сказал, разочарованно махнув рукой, мой
19-летний консультант Данила Твердяков, для поклонников Мерлина Мэнсона.
Я согласно кивнул, не став разглашать, что знаю, кто такой Мерлин, а вот
кто такой Мэнсон - увы. Что поделаешь, устарел, видно, для Мэнсонов. А
фильм мне тем не менее... не скажу - понравился, нет, но, в общем, он
весьма искусен, причем не столько в драматургическом плане (несмотря на
то, что снят по роману ведущей ныне продолжательницы вампирской темы в
массовой культуре Анны Райс, автора имевшей шумный успех книжки
"Интервью с вампиром"), сколько именно в киношном: камера, работа
художника, монтаж, музыка.
История такова: в наши дни, конечно, в Америке, пробудился от
двухсотлетней спячки красивый, интеллигентный, благородный, музыкально
одаренный вампир, не желающий быть кровососом. В XVIII веке его таковым
(кровопийцей) сделал другой аристократ, чье существование началось аж в
IV в. до н.э. Ему (вечно юного старикана играет знаменитый французский
актер Венсан Перес), видите ли, захотелось не просто пополнить ряды
демонов ночи, а выспросить у аристократа всё про эту прелюбопытнейшую
галантную эпоху. Выспросив, он не поладил с новым "братом ордена" и, как
говорил М. Жванецкий, "оставил его в его положении".
Так вот, проснувшись на закате II тысячелетия по Рождеству
Христову, главный герой (кстати, в полном соответствии с давним
предсказанием Роберта Силверберга, данном им Джованни Перголези в
очаровательном н/ф рассказе "Джанни" на тот случай, ежели гениальный
итальянец вдруг возродится), оглядевшись вокруг и приняв пару стаканов
непосредственно из источника - нежной шейки какой-то сексуально
озабоченной дивчины, занялся... музыкой, сорганизовал в вампирский
ансамбль нескольких музыкально одаренных и своевременно выпитых им
парней и начал свое триумфальное шествие по ночным, умирающим от
восторга бездельничающих меломанов, эстрадам, стадионам и где там еще
наши кумиры собирают своих фанатов.
Прознав про его тримфальное пробуждение, древний брат и, можно
сказать, второй родитель поспешил на встречу в сопровождении собственной
команды. Как сказал бы Остап Бендер: "А вот и конкурирующая
организация!"
Параллельно зубастыми музыкантами заинтересовались, как вы
понимаете, и вездесущие журналисты, среди которых нашлись и те, кто
занимается кровососущими не "по призыву партии", а сам по себе, так
сказать, по зову сердца. Среди последних - героиня истории, дамочка
весьма... Дочь благородной упырихи, однако сама ни-ни. Просто
интересуется. То ли как самой уйти в область ночи, то ли данным
конкретным молодцом из XVIII века.
Все это в популярном жанре уже было и не раз, не так ли? А вот и
то, чего еще, вроде бы, не было. Я, во всяком случае, не помню. В игру
вступает пробужденная находящимся под кайфом героем-музыкантом
египетская статуя негритянской богини-упырихи Акаши, некогда правившая
империей в долине Нила. Уж как и когда правившая - можно только
догадываться. Вероятно, в один из тех периодов, когда там шалили
гиксосы, или охотились семь тощих коров, короче, в момент перестроек,
или там, ускорений. Естественно, что богиня, она же королева кровососов,
да еще так долго бывшая камнем, обладает не сравнимой с прочими жаждой
крови, славы, господства. К тому же ее ласковые укусы дарят укушенным
возможность спокойно существовать на солнце, что для вампиров, как вы
понимаете, неоценимый дар. А музыкант, как было сказано, не только
аристократичен, но еще и красив...
Увы, он влюблен в другую, в истинную героиню нашей истории, в ту,
что дочь вампирши, но сама (пока) не кровососка. Увы, он и без Акашиного
королевства король. Идол толпы, в объятиях которой для него всегда
готовы и кров, и стол, и теплая постель. Увы, он ко всему еще и не
очень-то жалует вампиров и всю эту ночную жизнь-охоту.
В итоге финальной бойни, произошедшей среди летающих, прыгающих,
драчливых и кусачих кровофилов, Акаша, спалив взглядом и правых и
виноватых, остается все же не у дел и возвращается в статуарное, то бишь
гранитное состояние, герой же, претерпев муки совести, легкими
покусываниями обращает жаждущую соединиться с ним на веки вечные в горе
и в радости вампиршину дочь. Обнявшись, новобрачные легкой - летящей -
походкой уходят в ночную жизнь штата Флорида, ревущую навстречу им
полным великолепием многоогненного
шоу-бизнеса.
Вот вам, любители вампирских историй, еще одна, где никакого
чеснока, осиновых кольев и разговоров про спасенье мира. Оно и понятно:
от чего прикажете его спасать и во имя чего, коли настоящая жизнь
давным-давно ушла в подземку, в благоухающую несмываемой "до самых
кончиков" и нестираемой лучшими в Голливуде поцелуями косметикой ночную
жизнь человечества, алкающего единственно удовольствий, хотя бы и ценой
души (чего там ценить-то - всего лишь 9 граммов, согласно вычислениям
верящих в загробное существование).
Фильм, выходит, не без идейки, а, мало того, и снят замечательно,
вовсю на современном техническом уровне использует трюки (обращение в
статую, преображение статуи, сожжение взглядом и проч., и проч.),
придуманные еще в 30-х - 40-х нашими сказочниками Птушко и Роу, Жаном
Кокто в "Красавице и чудовище" и другими мастерами кино, а если
покопаться в истории "десятой музы", так, наверное, и вплоть до самого
Мельеса.
А Мэнсон там, или какой другой Мерлин за кадром надрывается - для
не-фаната не столь уж и важно, не так ли?