Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ

военная драма
Продолжительность: 127
Англия - Германия 1977
Режиссер: Сэм Пекинпа
Продюсер: В. Хартвиг
Сценарий: Дж.Дж. Эпстейн, Л. Хэмилтон (по роману В. Хайнриха)
В ролях: Дж. Коберн, М. Шелл, Дж. Мэсон, Д. Уорнер, С. Бергер и др.
Музыка: Э. Голд
Оператор: Дж. Кокильон


10.09.2002

Классика европейского кино, фильм Сэма Пекинпа рассказывает о переломном периоде Второй мировой войны с непривычной для нас позиции, так сказать, с "той стороны".

Это - драма взаимоотношений в стане пока отступающих, а вот-вот и побегущих немцев: на дворе лето 1943-го, Таманский полуостров, наступление Красной армии.

Это - драма, породившая множество продолжений в мировом кино, в первую очередь, "Взвод" Оливера Стоуна.

Главный герой картины - многоопытный и наконец прозревший капрал, носитель Железного креста, умеющий на войне всё, от войны не уклоняющийся и от войны уставший. Любимый солдатами и начальством, незаменимый, мудрый. Его играет Джеймс Коберн.

По прихоти судьбы батальон, в котором служит капрал, передается под командование вновь прибывшего на Восточный фронт капитана (Максимилиан Шелл), прусского аристократа, до сего момента блаженствовавшего в кафешантанах и борделях Парижа. Он по-своему тоже неплохой человек, пытается (в основном понапрасну) найти общий язык с "пушечным мясом", с иными и находит. Цель его вояжа на настоящую войну - выслужить Железный крест, отсутствие которого на мундире капитана аристократическое его окружение по окончании войны просто не поймет.

Неприязнь, сразу же возникающая (вследствие слишком отчетливого понимания друг друга столь разными и несомненно умными людьми) между капралом и капитаном быстро и логично перетекает в ненависть. И когда русское наступление становится сокрушительным, а потрепанный взвод капрала, преодолев многие страсти, выбирается из окружения, надев для конспирации советскую форму, отнятую у почему-то оказавегося на передовой женского подразделения, добирается до своих (которым уже отдан приказ к отступлению), капитан, разумеется, узнав хорошо известных ему в лицо капрала и рядовых, приказывает открыть огонь: форма-то на них советская, а в неразберихе бегства никто ничего не поймет, и Железный крест за проявленный героизм капитану обеспечен. Так сказать, последняя надежда. Перед возвращением в Париж. В самом деле, сколько ж можно сидеть под непрекращающимся артобстрелом где-то в Тьмутаракани, то ли дело пляс Пигаль, кафешантаны, каштаны, шансонетки или, на худой конец, белошвейки.

Однако опытный капрал и впрямь бог войны. Он добирается-таки до своих под огнем "своего" же пулемета, его узнают и не сопротивляются, когда он недрогнувшей рукой расстреливает расстрельщика - одного из капитанских подхалимов. И идет к укладывающему чемодан (в Париж! в Париж!) аристократу.

Нет, капрал не убивает своего личного врага, он уготовил ему более страшную судьбу. Он вручает капитану заряженный автомат и, спокойно-презрительно выстояв под дулом, побеждает в дуэли взглядами. А затем выводит потерявшего лоск капитана, как бы вместо одного из расстрелянных по его приказу солдат своего взвода, - под штыки, пули и танки наступающей Красной Армии.

Капрал не хочет выжить. Ему не для чего выживать.

Капитан выжить не сможет. Не беда: в кафешантанах Парижа - месте святом - пусто не бывает.

Финал, впрочем, открытый. Каждый может прочесть его по-своему.

А фильм в целом и на самом деле очень сильный. Мало того, что сыгран он замечательно (хороши не одни только Коберн и Шелл, но, пожалуй, даже актеры, играющие эпизодические роли), так еще и снят (в 1977 году) нисколько не хуже, чем, например, знаменитая тридцатиминутная бойня в экспозиции паточно-политкорректной и драматургически совершенно бездарной ленты Спилберга "Спасение рядового Райана". И более того: вряд ли уступает лучшим советским фильмам о Великой Отечественной.

Ляп же на русскую тему Пекинпа допустил, пожалуй, лишь один - в помянутом уже эпизоде с женским подразделением. Откуда оно вообще взялось на передовой, да еще во время нашего генерального наступления, да в таком "неприбранном" виде, да еще ж и с таким сексуальным голодом в глазах, что с трудом ему, голоду, сопротивляется - сие есть загадка на совести режиссера. Впрочем, из целого ряда "русских" такой эпизод всего лишь один, остальные безупречны. Или почти безупречны.

А коли уж и этот показатель (скажем - лакмусовая бумажка драматургического уровня западных картин на русскую тему) - на уровне, то что ж говорить об остальных? Просто так в классики не записывают, во всяком случае, просто так в классиках четверть века не остаются. "Железный крест" испытание временем выдержал, значит, и в самом деле - классика.

Рецензия: В. Распопин