военная драма Продолжительность: 127 Англия - Германия 1977 Режиссер: Сэм Пекинпа Продюсер: В. Хартвиг Сценарий: Дж.Дж. Эпстейн, Л. Хэмилтон (по
роману В. Хайнриха) В ролях: Дж. Коберн, М. Шелл, Дж. Мэсон, Д. Уорнер, С. Бергер
и др. Музыка: Э. Голд Оператор: Дж. Кокильон
10.09.2002
Классика европейского кино, фильм Сэма Пекинпа рассказывает о
переломном периоде Второй мировой войны с непривычной для нас позиции,
так сказать, с "той стороны".
Это - драма взаимоотношений в стане пока отступающих, а вот-вот и
побегущих немцев: на дворе лето 1943-го, Таманский полуостров,
наступление Красной армии.
Это - драма, породившая множество продолжений в мировом кино, в
первую очередь, "Взвод" Оливера Стоуна.
Главный герой картины - многоопытный и наконец прозревший капрал,
носитель Железного креста, умеющий на войне всё, от войны не
уклоняющийся и от войны уставший. Любимый солдатами и начальством,
незаменимый, мудрый. Его играет Джеймс Коберн.
По прихоти судьбы батальон, в котором служит капрал, передается под
командование вновь прибывшего на Восточный фронт капитана (Максимилиан
Шелл), прусского аристократа, до сего момента блаженствовавшего в
кафешантанах и борделях Парижа. Он по-своему тоже неплохой человек,
пытается (в основном понапрасну) найти общий язык с "пушечным мясом", с
иными и находит. Цель его вояжа на настоящую войну - выслужить Железный
крест, отсутствие которого на мундире капитана аристократическое его
окружение по окончании войны просто не поймет.
Неприязнь, сразу же возникающая (вследствие слишком отчетливого
понимания друг друга столь разными и несомненно умными людьми) между
капралом и капитаном быстро и логично перетекает в ненависть. И когда
русское наступление становится сокрушительным, а потрепанный взвод
капрала, преодолев многие страсти, выбирается из окружения, надев для
конспирации советскую форму, отнятую у почему-то оказавегося на
передовой женского подразделения, добирается до своих (которым уже отдан
приказ к отступлению), капитан, разумеется, узнав хорошо известных ему в
лицо капрала и рядовых, приказывает открыть огонь: форма-то на них
советская, а в неразберихе бегства никто ничего не поймет, и Железный
крест за проявленный героизм капитану обеспечен. Так сказать, последняя
надежда. Перед возвращением в Париж. В самом деле, сколько ж можно
сидеть под непрекращающимся артобстрелом где-то в Тьмутаракани, то ли
дело пляс Пигаль, кафешантаны, каштаны, шансонетки или, на худой конец,
белошвейки.
Однако опытный капрал и впрямь бог войны. Он добирается-таки до
своих под огнем "своего" же пулемета, его узнают и не сопротивляются,
когда он недрогнувшей рукой расстреливает расстрельщика - одного из
капитанских подхалимов. И идет к укладывающему чемодан (в Париж! в
Париж!) аристократу.
Нет, капрал не убивает своего личного врага, он уготовил ему более
страшную судьбу. Он вручает капитану заряженный автомат и,
спокойно-презрительно выстояв под дулом, побеждает в дуэли взглядами. А
затем выводит потерявшего лоск капитана, как бы вместо одного из
расстрелянных по его приказу солдат своего взвода, - под штыки, пули и
танки наступающей Красной Армии.
Капрал не хочет выжить. Ему не для чего выживать.
Капитан выжить не сможет. Не беда: в кафешантанах Парижа - месте
святом - пусто не бывает.
Финал, впрочем, открытый. Каждый может прочесть его по-своему.
А фильм в целом и на самом деле очень сильный. Мало того, что
сыгран он замечательно (хороши не одни только Коберн и Шелл, но,
пожалуй, даже актеры, играющие эпизодические роли), так еще и снят (в
1977 году) нисколько не хуже, чем, например, знаменитая тридцатиминутная
бойня в экспозиции паточно-политкорректной и драматургически совершенно
бездарной ленты Спилберга "Спасение рядового Райана". И более того: вряд
ли уступает лучшим советским фильмам о Великой Отечественной.
Ляп же на русскую тему Пекинпа допустил, пожалуй, лишь один - в
помянутом уже эпизоде с женским подразделением. Откуда оно вообще
взялось на передовой, да еще во время нашего генерального наступления,
да в таком "неприбранном" виде, да еще ж и с таким сексуальным голодом в
глазах, что с трудом ему, голоду, сопротивляется - сие есть загадка на
совести режиссера. Впрочем, из целого ряда "русских" такой эпизод всего
лишь один, остальные безупречны. Или почти безупречны.
А коли уж и этот показатель (скажем - лакмусовая бумажка
драматургического уровня западных картин на русскую тему) - на уровне,
то что ж говорить об остальных? Просто так в классики не записывают, во
всяком случае, просто так в классиках четверть века не остаются.
"Железный крест" испытание временем выдержал, значит, и в самом деле -
классика.