Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




СПАРТАК И КАЛАШНИКОВ

драма
Продолжительность: 94
Россия 2002
Режиссер: А. Прошкин
Продюсер: Ф. Попов, А. Котелевский
Сценарий: А. Криницына
В ролях: Я. Рощин, В. Меньшов, И. Розанова, А. Панин, Г. Сиятвинда, Ю. Степанов и др.
Музыка: В. Чекасин
Оператор: Л. Ахвледиани


10.09.2002

Новый крепкий отечественный фильм режиссера Андрея Прошкина поднимает больную и важнейшую проблему беспризорных детей.

Смышленый мальчишка из детдома зарабатывает на сигареты уличной игрой на губной гармошке. Однажды он встречает такого же никому не нужного щенка-овчаренка и с этой минуты обретает смысл жизни в любви, одновременно теряя последнее подобие сколько-нибудь гарантированного существования под крышей. Ни детдом, ни доброхоты, в чьи руки парнишка попадает по мере своих полуголодных странствований по городам и весям новой России, не соглашаются мириться с присутствием самолюбивой, характерной собаки, откликающейся на вольнолюбивое имя Спартак и признающей во всем мире одного только хозяина, носящего тоже говорящую фамилию - Калашников.

Так они странствуют вдвоем, попадая то в комические, то в трагикомические ситуации, по мере обнищания и оголодания утрачивая последние надежды обрести дом, покровителя, друга, а в конечном счете и какое-либо желание вписаться в нормальную, псу вообще незнакомую, а пацаном почти забытую нормальную жизнь. Переходя, подобно героям пикаресок, из рук в руки, нигде подолгу не задерживаясь, они прибиваются к стае современных "детей подземелья", но и оттуда, где, кажется, обрели-таки дом, вынуждены бежать, поскольку недоедающий здоровенный пес заболел, а его хозяин, чтобы спасти друга, вынужден был украсть деньги из общей кассы стаи.

Пытается приручить Калашникова и Спартака армейская часть, но в конце концов тоже безуспешно, и герои вынуждены возвратиться к стае, которая одна только и может принять их обоих, не разлучая.

Здесь их мир, человека с фамилией создателя огнестрельного оружия и пса с именем древнеримского гладиатора, возглавившего крупнейшее в древнем мире восстание рабов. Мир бомжей, которые не могут, да, пожалуй, уже и не хотят возвращаться в цивилизацию, отторгающую от себя любовь, ибо она, любовь, требовательна и совестлива, то есть принадлежит не цивилизации, а культуре. Которой больше в "самой читающей в мире стране" нет и в помине.

Проблема поставлена, фильм снят. Что дальше? Эпоха Макаренко и Сороки-Росинского? Но для того, чтобы такие люди появились, для того, чтобы были написаны "Педагогическая поэма" и "Республика ШКИД" нужен социальный и, главное, государственный заказ. То есть нужны, простите, общество и государство. Сегодня же ни того, ни другого не наблюдается. Наблюдаются среди родных осин лишь стаи беспризорных и профессиональных нищих. И - в ящике - говорящие головы так называемых отцов народа, никто из которых "до Феликса Эдмундовича" доходить, натурально, не собирается.

- Протри машину, пацан, да смотри, стекла не поцарапай!..

Рецензия: В. Распопин