Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





МЫ БЫЛИ СОЛДАТАМИ

военный боевик
Продолжительность: 138
США 2002
Режиссер: Р. Уоллес
Продюсер: Б. Дэйви, С. Маккевити, Р. Уоллес
Сценарий: Р. Уоллес
В ролях: М. Гибсон, М. Стоув, С. Эллиот, Г. Киннер, К. Клейн, К. Рассел, Б. Пеппер и др.
Музыка: Н. Гленни Смит
Оператор: Д. Семлер


10.09.2002

Разрекламированный как драма, новый боевик Р. Уоллеса, вследствие неискоренимого голливудского принципа политкорректности во что бы то ни стало, неприятно удивляет сочетанием жестокости и мелодраматизма. Первая превосходит, кажется, даже убийственную спилберговскую бойню в экспозиции "Спасения рядового Райана", от второго сводит скулы, наверное, не только у фронтовиков, но и у любого зрителя, хотя бы однажды видевшего серьезный военный фильм, например "Апокалипсис сегодня" Копполы, или "Цельнометаллическую оболочку" Кубрика (не говоря уж о наших лентах про Великую Отечественную).

Фильм, собственно, почти бессюжетен. В начале мы видим стереотипную сусальную семейную жизнь полковника Мура (Мел Гибсон), старшего красотки жены лет на двадцать с гаком и своим "семерым по лавкам" приходящегося скорее навеки впавшим в сентиментальность дедушкой, нежели строгим отцом. Далее, повоспитывав батальон новобранцев и внушив им, что негр ничем не отличается от белого, а японец от еврея, герой слезно прощается с супругой и во главе обреченного батальона отправляется во Вьетнам.

Все дальнейшее содержание картины, за исключением нескольких эпизодов из жизни вдов, в сумме отнимающих у кровопролития не более пятнадцати минут, составляет форменная бойня. Так погибает попавший в окружение, но не сдающийся батальон, так выживает его страдающий муками совести (мальчишки погибли, а я, старик, зачем-то выжил!) командир.

Народу полегло множество, живодерня предлагается - на все вкусы, компьютерной графики - изобилие полное, так что иной раз ловишь себя на мысли, что смотришь вовсе не трагедию из новейшей истории, а компьютерную стрелялку в исполнении заматерелого профессионала виртуальных боев.

Засим наступает черед умильного возвращения отчего-то помолодевшего героя к красотке жене и "семерым козлятам" и финальное задумчивое хождение "со слезами на глазах" по ухоженному кладбищу... Короче говоря, тысяча вторая ночь с уже, кажется (после "Храброго сердца" и "Патриота"), синонимичными Мелом и мелодрамой.

Вполне допускаю, однако, что упомянутым любителям и профессионалам виртуальных баталий этот политкорректно-мелодраматический экзерсис на тему американской национальной трагедии придется по вкусу. Что ж, приятного им аппетита. У меня же, помимо оскомины на зубах, от уоллесовско-гибсоновского боевика осталось, скорее, чувство ошарашенного недоумения: неужели американскому зрителю это надо? Ладно, не знают они и знать не хотят про, в общем-то, далекую от них Вторую Мировую, принимают паточные сказочки "Врага у ворот" за истину - и Бог с ними, но про самих-то себя, про своих дедов и прадедов, десятками тысяч понапрасну погибавших во Вьетнаме (не за страну, как было сказано в финале фильма, а - за неимением иной объединяющей идеи - друг за друга) неужто ж тоже? И это все после "Апокалипсиса", "ЦМО", "Взвода", наконец!..

Закончу, обращаясь к серьезному зрителю, так, как не заканчивал еще ни одной рецензии: не тратьте на это мыло времени и денег. Красива упаковка, а внутри несъедобный киндерсюрприз.

Рецензия: В. Распопин