Историко-биографический боевик Продолжительность: 101 СССР 1940 Режиссер: В. Пудовкин, М. Доллер Продюсер: Сценарий: Г. Гребнер, Н. Равич В ролях: Н. Черкасов-Сергеев, А. Ячницкий, М. Астангов, С. Килигин, В. Аксенов, А. Ханов, А. Хвыля, А. Антонов, Г. Ковров Музыка: Ю. Шапорин Оператор: А. Головня, Т. Лобова
25.07.2002
Всеволод Пудовкин, как ранее В. Петров 'Петра I' и С. Эйзенштейн 'Ивана Грозного', снимал своего 'Суворова' по прямому заказу правительства в преддверии Великой Отечественной войны (фильм, кстати, год спустя был удостоен Сталинской премии I степени). Эта патриотическая и панегирическая лента мало чем отличается от ей подобных исторических картин, снята на три четверти в павильоне, блистательно разыграна лучшими советскими театральными актерами, отлично смотрится и сегодня, поскольку прямо воздействует на способность человека к возвышенным чувствам.
В общем, фильм условно можно разделить на три части: экспозиция показывает нам будущего генералиссимуса в момент одной из последних перед монаршьей немилостью викторий, истинного отца солдат, человека умного, талантливого и харАктерного. Вторая часть посвящена взаимоотношениям полководца с Павлом I и сделавшим при нем стремительную карьеру Аракчеевым, и это наиболее интересная часть картины. Наконец, все оставшееся время (чуть менее часа) зритель может наблюдать героический боевик - историю италийского похода с лазаньем по горам, военным предательством союзников, доблестью генерала Багратиона, взятием Чертова моста и патетическими обращениями генералиссимуса к ветеранам. Словом, дорогой по тем временам и типичный во всех отношениях фильм.
И все-таки он смотрится. Причина - прежде всего актеры. Н Черкасов-Сергеев - это и есть Александр Васильевич Суворов, екатерининский орел, скромный и одновременно вздорный человек, - иного Суворова трудно, просто невозможно себе представить. А. Ячницкий - тот самый 'русский Гамлет', но уже пришедший к власти, то есть окончательно свихнувшийся на фрунте, Гамлет толстомордый и лупоглазый, псих и самодур в мальтийской мантии и парике... И - тот самый Павел, который присвоил нелюбимому и непокорному Суворову звание генералиссимуса. Толк, выходит, знал. М. Астангов - самый настоящий Аракчеев, еще молодой, еще до поселений, но уже совершенный мерзавец. Наверное, образ получился однобокий, но тут вряд ли вина актера - кто б позволил в 1940-м иную трактовку!..
Режиссура фильма мастерская - как-никак сам Пудовкин снимал. (Двойные имена режиссеров и операторов, по-видимому, объясняются тем, что фильм восстанавливали спустя четверть века, и восстановление потребовало большой работы, что и отмечено в титрах. Впрочем, наверняка этого не утверждаю.) Смотрится картина, в общем. Но не так, как 'Петр I' и тем более не так, как 'Иван Грозный'. Первый - размашистей, отчаянней, ОГРОМНЕЙ, что ли; второй... Ну, второй - шедевр мирового кино, гражданский и человеческий подвиг классика.
Нет, не буду критиковать 'Суворова', хотя и есть за что. Посмотрите сами и подумайте, найдется ли сегодня хоть что-нибудь, столь же патриотичное и одновременно, как теперь говорят, 'смотрибельное'...
Примечание. Кассета с записью фильма имеется в фонде гимназической библиотеки.