триллер Продолжительность: 110 США - Франция 2002 Режиссер: Брайан де Пальма Продюсер: Т. бен Амар, М. Гефтер Сценарий: Брайан де Пальма В ролях: А. Бандерас, Р. Ромьен Стамос, П. Койот, Г. Хенри, Э. Эбуани, Г. Тремон, Э. Дарлан и др. Музыка: Р. Сакамото Оператор: Т. Арбогаст
24.09.2002
Мастер стильного, как сейчас принято выражаться, триллера, Брайан
де Пальма предложил своим поклонникам новую работу, сделанную в
очевидной сопричастности стилистике Дэвида Линча. Последнее
обстоятельство сказывается не только на клипообразности видеоряда,
изобилии эротики без какого-либо подобия любви, но и на некой
двусмысленности прочтения сюжета, заложенной на уровне сценария.
Сумасшедший дом современного мира вообще и, в частности, мира
криминального показан как бы глазами его обитателя, не способного толком
разобраться, где, когда и в какой реальной временной последовательности
происходят события рассказываемой истории. (Замечу в скобках, что ни о
каком "потоке сознания" речи идти не может, так как если и есть здесь
поток, то лишь поток сцепляющихся и самодовлеющих обстоятельств.) К тому
же, в полном соответствии с законами постмодернизма, фильм предлагает и
неоднозначную развязку. С одинаковым успехом можно вычитать из нее и
хэппи энд, и трагический финал. Оба они, в сущности, логично и вполне по
заслугам (в зависимости от позиции наблюдателя) вершат деяния
персонажей, живущих (или вынужденных жить) в противоречии с законами
общества.
Некая бандитка-бисексуалка, в сопровождении шайки грабителей,
посещает не то премьерный показ картины Р. Вернье "Восток - Запад" на
Каннском МКФ, не то шоу торжественного закрытия фестиваля, где, в
процессе производимомого в туалете "розового" сексуального акта, снимает
с одной из кинодив этой ленты алмазный убор стоимостью в двести
миллионов долларов, с помощью напарника подменяя его точной копией.
Вместо того, чтобы далее поделить добычу, дамочка "кидает" тех их своих
дружков, кто выжил после возникшей перестрелки с охраной, а затем: а)
погибает в разборке с оставшимися; b) кончает самуобийством; c) засыпает
в ванне и во сне раскручивает основной авантюрный сюжет; d) не засыпает
в ванне, но еще раз по прихоти случая губит своих подельников.
В варианте истории, обозначенной литерой "С", в игру случайно
вступает некий парижский фотограф, грешащий завышенным мнением о
собственных художественных возможностях, на деле же выполняющий функции
совестливого папарацци (если таковое вообще возможно). Героиня, успевшая
прямо из ванны сбежать в США, возвращается в родной город в качестве
жены американского посла, сталкивается с папарацци и разыгрывает с его
помощью новую авантюру автокиднэппинга, несколько меньшей стоимостью
(двадцать миллионов). Именно эта история любви-ненависти, замешанной на
стяжательстве, и занимает большую часть экранного времени, позволяя
поклонницам вдоволь налюбоваться статью Антонио Бандераса, некогда
бывшего талантливым европейским актером, но со времени пришествия в
Голливуд используемого там разве что в качестве секссимвола в однотипных
блокбастерах. Таков он и в фильме Брайана де Пальмы, красавчик в
шикарном антураже разноцветного мелькания роскошных полуголых красоток,
цветомузыки и бьющихся автомобилей.
Короче, если бы не Париж, где все это снималось, если бы не
неистребимый вечный шарм столицы европейской культуры, мы имели бы дело
с очередной дорогостоящей попыткой привлечь внимание скучающего зрителя
путем сочинения гипертекста там, где и просто нетривиального текста за
избитостью темы не сделаешь. Париж спасает эту киношку, точно так же,
как спасает он, по-моему, миллеровский "Тропик Рака", который, в отличие
от "Тропика Козерога", пусть с трудом, но можно дочитать до конца.
Смотреть "Роковую красотку", разумеется, вполне можно и даже не без
некоторого интереса, но, безусловно, лишь людям, достигшим
совершеннолетия.