киноэпос Продолжительность: 406 мин. (4 серии) СССР 1966 - 1967 Режиссер: Сергей Бондарчук Продюсер: Сценарий: Сергей Бондарчук, В.Соловьев В ролях: Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Людмила Савельева, Алексей Кторов, Антонина Шуранова, В. Станицын, А. Степанова, О. Табаков, Н. Трофимов, О.Ефремов, И. Скобцева, В. Стржельчик, А. Вертинская, В. Лановой и др. Музыка: В. Овчинников Оператор: А. Петрицкий
10.10.2002
"Оскароносная" экранизация эпопеи Льва Толстого, фильм, отчаянно
любимый поколениями родившихся в 30-х и раньше и нещадно критикуемый
последующими. Фильм, мало кем пересматриваемый сегодня, за исключением
школьников, благодаря ему знакомящихся с содержанием программной книги.
Между тем то, что сделал Сергей Федорович Бондарчук - если не
шедевр, то, как минимум, подвиг, ведь ему удалось во многом адекватно
переложить величайший авторский литературный эпос XIX века на язык
кинематографа, уместив гигантский объем романа в 7 часов экранного
времени, потеряв при этом, разумеется, очень многое, но многое -
главное! - сохранив. При всех издержках ему удалось заместить то, что
называлось "критическим" реализмом, тем, что носило название реализма
"социалистического", причем не по заданию партии и правительства, а
скорее по велению сердца, ведь пресловутая "дубина народной войны",
заставлявшая в сердцах ругать учителей своих то поколение школьников, к
которому принадлежит автор этих размышлений, "дубина" эта, говорю, была
Бондарчуку, похоже, и ближе, и роднее лихих гусарских сабель и блестящих
кавалергардских эполет. Но при всем том Бондарчук был еще и подлинным
советским интеллигентом, Толстого любил мучительно, странно, как
Лермонтов - отчизну, философию его, по крайней мере,
до-непротивленческую, разделял несомненно, Отечественную войну (Великую)
выносил в своем сердце и творчестве задолго до работы над экранизацией
Толстого, наконец как художник тяготел более к эпической, нежели
лирической форме. А художником, при всех опять-таки взлетах и падениях,
он был крупным, кинематограф его несомненно авторский (в данном случае -
соавторский, да с кем - с Львом Толстым!)...
Задумаемся - много ль мы назовем имен в авторском кинематографе? А
- среди них - не лириков, но эпиков?..
Бондарчук в "Войне и мире" и постановщик, и первый соавтор
сценария, и закадровый голос от автора, и исполнитель заглавной роли.
Кто ж как не автор?
Эпос Бондарчука - кинороман о народной войне, преобразившей Россию.
И вот это преображение, это "великое переселение" народа - из дворцов и
хижин - на кровавое бездорожье войны показано так, как никто и никогда
больше не сумеет, да просто не отважится показывать. Такой фильм можно
было сделать лишь в одной стране, именно в СССР, вложив в него
колоссальные народные же средства - материальные и духовные. Средства
ошеломляющие, сегодня в кино непредставимые, даже если снимать нечто
подобное всем миром. Однако всем миром авторское кино и не делают. Так
что "Война и мир" Сергея Бондарчука была, есть и, видимо, навсегда
останется картиной уникальной.
Уникальной - не значит, однако, идеальной. В этом своем парении НАД
(панорамные батальные сцены, коих в фильме множество, снимались большей
частью с вертолета), в этом соцреалистическом, хаотическом передвижении
масс, в ужасе массовых смертей, в кровавых морях пожаров, в дыму
пушечных залпов, в метаниях нелепой, нескладной фигуры (персоны)
пожилого здоровяка в очках по оккупированной Москве и Бородинскому полю,
то несущего на руках ребенка, подобно герою "Судьбы человека", то
ожидающего собственного расстрела и одновременно хищным взглядом
художника пожирающего смертельные конвульсии вместо него расстрелянного
юного русского "святого Себастьяна", то спасающего от пули французского
- вражеского - офицера... В этом своем авторстве от третьего лица
Бондарчук, стремясь передать "космическую всеохватность" Толстого (как
пишет о том в статье о творчестве советского режиссера историк кино
Евгений Марголит. См.: "Первый век кино". М.: Локид, 1996. С. 203 -
205), зачастую теряет то, что Толстой не терял никогда - человека. Даже
заглавного человека киноэпопеи, Пьера Безухова, то есть самого себя. При
этом играет Бондарчук прекрасно, его Пьеру веришь, забывая (заставляя
себя забыть) о том, что герой Льва Николаевича, в отличие от героя
Сергея Федоровича, был совсем молодым человеком.
Не отдав роль Безухова никому, режиссер обречен был "состарить" и
всех остальных персонажей картины. Средний возраст героев его "Войны и
мира" - сорок лет, Безухову почти пятьдесят. Это значит, что и ведут они
себя соответственно настоящим летам, а изображают при этом цветаевских
генералов-мальчиков. Конечно, в те времена люди взрослели раньше, но не
старели же! А эти - и Лановой-Курагин, и особенно Ефремов-Долохов
чудачат натужно, вымученно как-то. И то сказать: кто ж в сорок лет
станет пить ром над пропастью иль привязывать спиной к спине медведя и
"мента"?
Что уж говорить о Тихонове-Болконском? Эта роль одному из лучших
наших актеров не удалась: и стар он для нее откровенно, и места ему во
всеприсутствии Бондарчука - автора, режиссера, Пьера - мало, и никакой
он не аристократ, этот парень из Пенькова, в лучшем случае - советский
интеллигент. И - не знаю, что помешало Тихонову проявить здесь обычную
свою естественность, киногеничность - но проигрывает он всем, с кем
одновременно находится в кадре: Кторову (в роли старика Болконского),
сыгравшего, кажется, лучше всех в фильме; Шурановой, совершенно
достоверно играющей княжну Марью; Савельевой, актрисе неопытной, слишком
много плачущей и слишком много мечущейся, но все же и порывистой, и
юной, и очаровательной, и в иные моменты достоверной и прекрасной; даже
и Лановому, в эпизоде их встречи в госпитале...
Подстать Тихонову Скобцева, жена Бондарчука, актриса небольшая,
зато дама светско-советская, уже в те годы перезрелая, академическая,
сама себя сильно уважающая. Какая ж из нее Элен?..
Впрочем, об актерах и ролях можно говорить до бесконечности, потому
остановимся. Кино делают не только, да и не столько актеры, авторское
кино делает преимущественно режиссер. Все хвалы и претензии,
следственно, должно обращать к Бондарчуку. Главная уже высказана:
население картины слишком "возрастное", отсюда и недостатки "мира", не
позволяющие достоинствам "войны" возвести киноэпос в степень истинного
эпоса.
А все прочее на то нацелено и тому адекватно: мощный симфонизм
сочиненного Вячеславом Овчинниковым, как теперь это называется,
саундтрека, несравненное искусство операторов, пиротехников, художников,
гримеров, колоссальные массовки, продуманный, поразительно музыкальный и
как бы соответствующий течению реальной жизни с ее то ускоряющимся, то
замедляющимся движением времени, монтаж, иные эпизоды (охота, первый бал
Наташи Ростовой, танец ее в гостях у дядюшки, явление в Кремле
Наполеона, бессловесно, но изумительно сыгранного Стржельчиком),
заставляющие в восхищении восклицать: какой художник!.. само
переосуществление литературы в видеоряд, зрителя (соучастника) в себя
втягивающий, всасывающий, как омут...
А философия Толстого, - спросит читатель? Но толстовская ли
философия - все, что написано о "Войне и мире"? Это, скорее, философия
тех, кто о Толстом пишет: Мережковского, Соловьева, Бердяева...
Бондарчук ставил самого Толстого - так, как он его понимал, то, что
в нем он любил. То есть свое видение, свое прочтение, свое со-авторство,
свою, значит, и философию. Иначе и быть не могло, иначе мы б имели дело
не с художественным фильмом, но с документальным, учебным материалом.
Пересмотрите фильм - он жив, он вызовет у вас восхищение и
несогласие, он совершенно неизбежно вызовет желание перечесть роман
(если вам, конечно, не шестнадцать лет, и вы, ни черта не понимая ни в
Толстом, ни в истории, ни в "народных дубинах", ни вообще в жизни,
должны, обязаны ответствовать перед злобным учителем, зачем этот
ненормальный "декабрист" как вкопанный стоял перед вертящимся под ногами
ядром, которое вот-вот рванет, а не упал, как все нормальные люди на
землю, прикрывая руками голову, а ногами брюхо, или почему эта
красоточка, за которой увивались цветущие аристократы, предпочла выйти
за нескладного тюху, нарожать ему кучу орущих младенцев, да еще и с
гордостью совать в нос морщащимся знакомым загаженные пеленки).
Пересмотрите фильм - в нем, кроме "оптимистической трагедии"
Отечественной войны, отчетливейшим образом видна еще вечная драма
русского (тем паче - советского) художника, обымающего необъятное,
подымающего неподъемное, преодолевающего непреодолимое, решающегося на
хужественный подвиг такого масштаба, о котором на Западе никто и не
помыслит. И этой своей решимостью остающегося в искусстве навсегда. Так,
как останется в нем Сергей Бондарчук, сумевший сделать невозможное,
Толстому пусть уступивший, но в борьбе почти равной, самим итогом
достойного поражения своего вписавший себя в летопись мировой классики.
А это удается немногим!
Примечание. Кассеты с записью фильма предоставлены для рецензии
библиотечным фондом первой гимназии г. Новосибирска.