криминальная комедия Продолжительность: 24 США 1916 Режиссер: Чарльз С. Чаплин Продюсер: Сценарий: Чарльз С. Чаплин В ролях: Чарли Чаплин, Эрик Кэмпбелл, Эдна Первиенс, Ллойд Бэкон, Альберт Остин, Джеймс Т. Келли, Генри Бергман, Лео Уайт и
др. Музыка: Оператор: Роланд Тотеро, Уильям С. Фостер
08.10.2002
Пожалуй, в этой короткометражке главных действующих лиц двое: это,
конечно, Чарли (здесь он - служащий универсального магазина) и...
безостановочно движущаяся лестница. Так, уже в раннем творчестве Чаплина
появляется противостояние не только мира и человека вообще, но обычного,
"маленького" человека и американского, современного мира, мира не
"равнодушной" природы, но бездушной техники. Техника эта иной раз может
и помочь человечку, но надеяться на нее нельзя - в следующий раз она
поможет кому-нибудь другому, а тебя подведет. Чарли ранних комедий,
правда, трудненько подвести: он и драчлив, и умел, и смекалист, он сам
лезет на рожон и в конце концов, побив всех и всяческих голиафов,
выходит сухим из воды.
Маска Чаплина - нескладного, да ладного маленького еврейчонка,
элегантно поигрывающего тоненькой гибкой тросточкой, то и дело изящно
приподнимающего котелок, любезно раскланиваясь с каждым
встречным-поперечным, но вслед за этим неизменно врезающего жесткий
кулачок в рыхлое брюхо какого-нибудь грубияна Голиафа - маска эта, очень
американская, точнее нью-йоркская, - на самом-то деле всечеловеческая.
Профессиональный актер, циркач, танцор и певец с раннего детства, Чарли
Чаплин вполне мог бы эмигрировать в "страну свободы" не из Англии, а,
например, из Одессы. Пикаро ХХ века, в каждом, даже еще раннем, незрелом
своем появлении на экране он обязательно появится где-то и с кем-то, что
и кого покажет в истинном, невыгодном свете, разоблачит, сорвет личину.
В универмаге воруют все кому не лень: покупательницы, служащие,
мимоидущие. Но главный вор - директор магазина. Кто больше ворует -
нищие или сытые? - как бы спрашивает нас и самого себя Чарли. А вот,
мол, посмотрите. И мы увидим, что копеечное воровство нищего
оборачивается для несчастного зуботычинами и тюрьмой, многотысячное же
лишь добавляет гангстероиду социального престижа и заискивающего
подобострастия окружающих.
Эксцентрика, беготня, драки, падения и толкотня на эскалаторе,
чередование и чехарда нелепых положений в "Контролере универмага" уже не
самодовлеющи, они подчинены некой идее. Комедия положений начинает
превращаться в социальную сатиру, Чаплин нашел не только образ, он нашел
тему, которую в дальнейшем будет неустанно развивать, невзирая на
сопротивление всех голиафов мира, да и самого мира-голиафа, который ведь
тоже не дурак, понимает, в чей огород запускает камешки этот
притворяющийся чудиком злобный клоун-эмигрант.
В начавшемся уже в 1916 году противостоянии артиста Давида и мира
(Голливуда) Голиафа конечную победу, быть может, одержит и Чаплин - как
гениальное исключение из правил, но... Ныне опять "в Багдаде все
спокойно".
Не о том ли - по большому счету - печалится победоносный клоун
Чарли уже в этой, ранней и веселой, ленте?