комедия Продолжительность: 24 США 1916 Режиссер: Чарльз С. Чаплин Продюсер: Сценарий: Чарльз С. Чаплин В ролях: Чарли Чаплин, Эдна Первиенс, Джеймс Т. Келли, Эрик Кэмпбелл,
Генри Бергман, Альберт Остин, Ллойд Бэкон и др. Музыка: Оператор: Роланд Тотеро
08.10.2002
"Исполнительское мастерство Чаплина, - пишет советский киновед
Александр Кукаркин в своей книге о Мастере (А. Кукаркин. "Чарли Чаплин".
М.: Искусство, 1960. С. 47) универсально. Он не только никем не
превзойденный в истории кино комический актер, но и прекрасный акробат,
танцор, боксер, пловец, теннисист, стрелок, конькобежец и роликобежец;
он играет на рояле, скрипке, органе, аккордеоне, гитаре, губных
гармошках... При этом... Чаплин особенно часто и виртуозно использует
акробатический танец. За некоторыми его картинами ("Лечение", "Ринк" и
другие) не без основания утвердилось название фильмов-балетов".
Добавим к сказанному: Чаплин - режиссер, сценарист, композитор,
продюсер, организатор, комик и лирик, сатирик, изобретший вечный и в то
же время изменчивый, текучий облик собственного лирического героя,
породившего, в свою очередь, плеяду (Бастер Китон, Гарольд Ллойд, Луи де
Фюнес...) подражателей и продолжателей, нет, породившего новый, но
глубоко связанный с традицией цирка, мюзик-холла и народного театра, вид
искусства.
"Ринк" - одна из ранних и лучших комедий Чаплина, задиристая и
драчливая комедия-балет, в которой маленький Чарли в очередной раз
посрамляет "трех толстяков" (ой, видел, видел и любил Юрий Карлович
Олеша фильмы Чаплина, осознанно или нет, но его толстяки и
противостоящий им Тибул-канатоходец не в малой степени оттуда, из
чаплиновских фарсов десятых годов!..).
Действие картины происходит попеременно в баре, где герой служит
официантом, и на скейтинг ринке, где он проявляет чудеса искусства,
строится на "умыкании" блестяще владеющим роликами Чарли подружки
пузатого громилы, основное время занимает изящное катание маленького
человечка, противопоставленное бесконечным падениям всех остальных
посетителей катка.
В этой картине Чарли любопытным образом противостоит не только
окружающим голиафам, но и самому себе. Здесь, надо полагать, речь идет о
вечной борьбе между искусством и бытом, между виртуальным миром, в
котором только и живет по-настоящему художник, и миром реальным, в
котором художнику, как правило, приходится туго. В самом деле, зачем
виртуозу-роликобежцу овладевать секретами низменной профессии официанта!
Вот Чарли-бармен, мечтающий о грациозном скольжении на катке под ручку с
белокурой красавицей, и взбалтывает свои коктейли, не глядя на то, что
делает, нещадно проливая их на пол, на сюртуки и головы окружающих.
Поэт, что еще скажешь!.. За несвоевременную и неуместную поэзию ему
приходится рассчитываться кулаками и неизменной тросточкой, что он умеет
делать с неменьшим блеском, нежели кататься на роликах.
Так, танцуя и веселясь, посрамляя превосходящих силой и ростом
соперников, и дотанцовывает Чарли до хэппи энда, между строк успевая
рассказать, в общем-то, совсем несмешную историю человека справедливого
и талантливого, а значит - уж точно не от мира сего.