лирико-комедийная драма Продолжительность: 24 США 1917 Режиссер: Чарльз С. Чаплин Продюсер: Сценарий: Чарльз С. Чаплин В ролях: Чарли Чаплин, Эдна Первиенс, Джеймс Т. Келли, Эрик Кэмпбелл,
Генри Бергман, Альберт Остин, Стенли Сенфорд, Джон Ренд, Фрэнк Дж. Колеман, Хенк Мэн и др. Музыка: Оператор: Роланд Тотеро
08.10.2002
Чаплин всерьез, Чаплин, переделывающий комедию в драму, Чарли,
привычно посрамляющий обидчиков, но уже почти не пускающий в ход кулаки,
Чаплин, рассказывающий драматическую историю нищего эмигранта,
добравшегося до "страны свободы" и мыкающийся в одиночестве, мокнущий
под проливным дождем, обманутый в своих ожиданиях, голодный, оборванный
и бездомный, - вот содержание этой картины, открывшей счет подлинно
великим завоеваниям Чаплина в высоком искусстве и одновременно вызвавшей
огонь политической и, так сказать, художественной критики со стороны
влиятельных оппонентов. "Иммигрант" - фильм не только антиголливудский,
но и антиамериканский. Чтобы это подтвердить, достаточно вспомнить сцену
прибытия парохода, на котором едут сотни таких же, как герой,
несчастных, в Нью-Йорк. Процитирую старую (1960 г.), изрядно
заидеологизированную, но в данном пассаже совершенно справедливую оценку
этого эпизода из книги "Чарли Чаплин" советского киноведа Александра
Кукаркина (С. 57 - 58).
"Когда пароход пришвартовывается к американскому берегу, невдалеке
от статуи Свободы, к которой с такой надеждой были только что обращены
измученные лица иммигрантов, поднявшаяся на борт полиция бесцеремонно и
грубо сгоняет перенумерованных людей в кучу, словно скот, отделяет их
канатом от богатых пассажиров первого класса. Чарли оборачивается,
отыскивает глазами статую Свободы и многозначительно смотрит на нее.
Яркость и образная сила этого символического эпизода настолько велики,
что под его впечатлением смотрятся и все последующие кадры фильма...
Если в прежних картинах Чаплина этическая оценка явлений
действительности явно превалировала над оценкой социально-политической,
то здесь впервые дело обстоит наоборот. Не случайно именно после выхода
"Иммигранта" началась травля Чаплина реакционной прессой. А четыре года
спустя корреспонденты и фоторепортеры, вспомнив, очевидно, знаменитый
эпизод из фильма, потребуют от Чаплина, отплывавшего ненадолго в Европу,
послать воздушный поцелуй статуе Свободы. Чаплин, ненавидевший всякое
лицемерие, откажется выполнить просьбу корреспондентов, и на следующий
же день газеты набросятся на него в новом приступе злобы, обвиняя во
"враждебном отношении к Америке"".
Так мы жили. Жили?..
Основные события "Иммигранта" развиваются, однако, не на пароходе,
а в ресторане, около которого толчется голодный Чарли и куда, бесконечно
извиняясь, озираясь, приподнимая шляпу, он пробирается, найдя на дороге
монету, оказавшуюся на поверку фальшивой. Сев за столик, он тут же
вступает в конфронтацию с громилой официантом, справедливо подозревающим
беднягу в неплатежеспособности. Получив миску бобового варева, Чарли
приступает к трапезе, но тут же замечает за окном ресторана бедную
девушку, в которую влюбился еще на пароходе, а затем потерял в толчее
людей и событий. Зазвав ее, столь же голодную, как и он сам, в ресторан,
с независимым видом заказав ей то же самое блюдо, Чарли с ужасом
наблюдает сцену избиения вроде бы обеспеченного едока-соседа,
отказавшегося доплатить несколько центов...
Приходит время рассчитываться за обед, громила официант зубами
обнаруживает фальшивку, трясясь от ужаса, Чарли печально-уморительно
роется в дырявых карманах, но тут, к счастью, ему на помощь приходит
богатый художник, пожелавший использовать героя и его подружку в
качестве натурщиков. Заплатив за свой обед, художник предлагает
заплатить и за будущих натурщиков. Но Чарли гордо отказывается...
"На сей раз, - продолжает А. Кукаркин, - положение несчастного
героя совсем уж безнадежно. К нему приближается страшный официант с
угрожающим выражением лица. И тут, в самый последний момент, испуганный
и растерянный взгляд Чарли падает на монету, оставленную на столе
художником в качестве чаевых официанту. Этой монеты оказывается
достаточно, чтобы расплатиться" (С. 81). Этот момент, однако ж, можно
прочесть и по-другому: художник, понимая ситуацию Чарли и не желая
оскорбить его гордость настойчивостью, намеренно оставляет монету
достаточной ценности для уплаты нехитрой трапезы Чарли и его девушки.
Художник художнику - брат, только он и есть настоящий человек в этом
жестоком, лишенном человечности мире "неограниченных свобод".
Фильм заканчивается эпизодом, оставляющим у зрителей надежду:
влюбленные, убегая от проливного дождя, оказываются возле брачной
конторы. Кажется, их ближайшее будущее более-менее обеспечено.
В этой немой картине большую роль играет музыка, придуманная и
подобранная самим Чаплином. Вспоминая молодость, режиссер пишет
мемуарах: "...в этих ранних комедиях я искал настроение. Обычно его
создавала музыка. Старая песенка "Миссис Гранди" создала настроение для
"Иммигранта". В ней была печальная нежность, подсказавшая мне и грустный
дождливый день, и двух измученных одиночеством и бедностью людей,
которые в конце фильма стучат в дверь священника" (Ч. Чаплин. Моя
биография. М.: Вагриус, 2000. С. 219).