комедия Продолжительность: 23 США 1916 Режиссер: Чарльз С. Чаплин Продюсер: Сценарий: Чарльз С. Чаплин В ролях: Чарли Чаплин, Эрик Кемпбелл, Эдна Первиенс, Хенк Мэн, Уэсли Рагглс, Генри Бергман, Ллойд Бэкон, Альберт Остин, Лео Уайт, Джон Ренд, Фрэнк Дж. Колеман, Джеймс Т. Келли и др. Музыка: Оператор: Роланд Тотеро
11.10.2002
Эта ранняя суматошная комедия на поверку оказывается издевательской
пародией на голливудские нравы и принципы работы.
Маленький, всеми помыкаемый реквизитор с символическим именем
Давид, выведенный из себя бесконечными придирками ленивых рабочих и
прежде всего собственного начальника, носящего столь же символическое
имя Голиаф, разыгрывает этакий пиратский бунт на корабле и, разумеется,
одерживает над всеми викторию.
Картина развивается в бешеном темпе, усыпана иголками бесчисленных
гэгов, подобно тому, как сам Чарли в одном из эпизодов, перенося на
спине одновременно штук двадцать венских стульев, явно обезъянничает,
изображая дикобраза. Пародируя тем самым, между прочим, и себя самого,
многостаночника.
Картонная, но по виду ужасно тяжелая дорическая колонна, без конца
падающая на головы обидчиков Чарли, люк, в который с помощью рычага
обрушивает маленький реквизитор своих притеснителей, наконец огромное
множество тарелок с тортами и кашей, чьим содержимым Давид без пращи
(вместо пращи) уделывает всех с головы до ног, сам оставаясь чистеньким,
- вот основной реквизит картины, если не главные (после Чарли) ее
неодушевленные персонажи.
"Несмотря на общий шаржированный рисунок", - пишет в своей книге
"Чарли Чаплин" отечественный киновед А. Кукаркин (М.: Искусство, 1960.
С. 26, 45), - Чаплин показал... в картине "За кулисами экрана" жизнь
студии того времени во множестве деталей и в общем правдиво: перепалки
рабочих, тут же готовящих под стук молотков необходимый реквизит; ругань
режиссеров, шум и суетня, которыми сопровождается подготовка каждого
нового эпизода; мешающие соседние съемки; общая атмосфера спешки,
нервозности и полной неразберихи. И в этих условиях неумолимый, холодный
глаз съемочного аппарата, ручку которого крутит думающий лишь о метраже
оператор, требует от исполнителя "выдать" гамму самых различных
переживаний, чуть ли не одновременные проявления радости и горя, любви и
ненависти... Герой Чаплина своей комедийной активностью... высмеивал
штампованные приемы комических фильмов: торты с кремом безудержно летели
в физиономию реквизитора-гиганта Голиафа... а также в лица артистов,
исполнявших роли епископа, короля и его свиты, придавая безумной феерии
определенный социальный смысл".
В общем, драки, гэги и сатира в режиме нон-стоп. Именно это, а еще
насыщенная информацией, как энциклопедия, лапидарность, неповторимая
мимика, веселый балаган-маскарад, "многостаночность" едва ли не каждого
автора, действующего в атмосфере перманентных открытий, - вот сам
молодой Чаплин, одновременно же объект его пародии и... то, что утратил
кинематограф с появлением звука. Печально, но факт: чуть ли не
любительские получасовые комедийные боевики Чаплина и Китона дают сто
очков вперед современным жанровым экзерсисам, изобилующим цветом,
долби-звуком и разреженным, подчас удушливым воздухом усталой своей
третичности.