криминальная комедия Продолжительность: 24 США 1917 Режиссер: Чарльз С. Чаплин Продюсер: Сценарий: Чарльз С. Чаплин В ролях: Чарли Чаплин, Генри Бергман, Эдна Первиенс, Эрик Кемпбелл,
Джеймс Т. Келли, Ллойд Ундервуд, Джон Ренд, Альберт Остин, Френк Дж.
Колеман и др. Музыка: Оператор: Роланд Тотеро
17.10.2002
Вечно гонимый неудачник Чарли на сей раз предстает зрителю в образе
беглого каторжника. За ним, полосатым, гонятся пятеро полицейских с
"пушками". Уморительно отбиваясь от недотеп, ловкий проказник, подобно
графу Монте-Кристо, уплывает от них в необозримую морскую гладь.
Доплыв до берега, голый герой наблюдает сцену, в которой бородатый
Голиаф объясняется в любви очаровательной богатой девушке. Покуда они
там кривляются, будущая теща задумала утонуть. Паника, бородач
раздевается, дочь прыгает в воду в чем есть и тоже тонет. Чарли
бросается на выручку и спасает всех, после чего, преследуемый
ненавидящим взором Голиафа и переодетый в новенький смокинг, оказывается
на великосветском приеме. Одновременно куря дорогую сигару, выпивая и
допивая свои и чужие бокалы с горячительным, объясняясь с красоткой и
бегая-танцуя от полицейских (прием, оказывается, проходит в доме
начальника полиции), он успевает завоевать сердце красавицы, любовь
зрителей и, конечно, в конце концов уйти от преследователей.
Мы не знаем, за что посадили Чарли, но догадываемся по его
поведению на приеме: ох, за дело! Может, не совсем справедливо (ведь
вряд ли прочее население картины лучше, тот же, к примеру, толстокожий и
толсторожий жених, или чванный дворецкий, да и гости - сплошь князи из
грязи), но за дело. Только никакого нам до этого дела нет: Чарли мы
любим с первых секунд, а над всеми остальными вместе с ним смеемся.
Здесь тайна его обаяния, секреты его мастерства, загадка его
непреходящей популярности. Причем, как это сделано - понятно даже и
ребенку.
"Во всех невероятных и парадоксальных положениях, построенных на
комическом преувеличении или приуменьшении, Чаплин играет с
неподражаемой серьезностью. В непринужденной естественности... и
скрывается особая сила воздействия подобных сцен", - пишет А. Кукаркин в
монографии "Чарли Чаплин" (М.: Искусство. С. 76). И там же приводит
далее слова самого Мастера, рассказывающего "как делать кино", однако,
при всей прозрачности намерений, ни в коем случае тайны не
раскрывающего. Впрочем, истинное искусство - всегда загадка творца,
подобно тому как само бытие - Загадка Создателя. Рассказом Мастера и
закончим эту рецензию.
"Я стремлюсь всегда быть экономным. Этим я хочу сказать, что если
какое-либо одно действие может вызвать два отдельных взрыва смеха, то
оно гораздо ценнее, чем два отдельных действия, ведущих к тому же
результату. В фильме "Искатель приключений" мне удалось, например, этого
добиться... Я сижу на балконе и вместе с молоденькой девушкой ем
мороженое (КАК ест - отдельная, гомерически смешная песня. - В.Р.).
Этажом ниже сидит дама, полная, респектабельная, хорошо одетая. И вот,
когда я ем мороженое, целая ложка (лучше сказать - поварежка. - В.Р.)
его вдруг падает мне на брюки (внутрь, дорогой читатель, - в штаны. -
В.Р.), скользит по ним и скатывается сверху прямо на шею дамы
(проваливается в глубокий вырез на спине пожилой толстухи-модницы. -
В.Р.). Первый взрыв смеха вызывает моя собственная неловкость; второй, и
гораздо более сильный, является результатом того, что мороженое падает
на шею даме, которая вскакивает и начинает громко вопить (автор
скромничает - не два взрыва смеха вызывает этот отнюдь еще не
закончившийся эпизод, а перманентный хохот, ведь пострадавшей тут же
пытаются помочь, засовывая ей по плечи руки в вырез платья находящиеся
рядом мужички, за сие нахальство справедливо-несправедливо получающие по
мордам. - В.Р.)" (С. 76).
В общем, - по словам Чаплина, - ранняя, просто смешная комедия,
никаких почти социальных выпадов, никаких чудес.