Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ИУДУШКА ГОЛОВЛЕВ

драма
Продолжительность: 89
СССР 1933
Режиссер: А. Ивановский
Продюсер:
Сценарий: К. Державин, А. Ивановский (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы")
В ролях: В. Гардин, Т. Булах, Н. Лабонина, Е. Корчагина-Александровская, М. Тарханов, И. Зарубина, С. Каюков, В. Таскин, П. Богданов.
Музыка: А. Пащенко
Оператор: В. Симбирцев


18.10.2002

Вряд ли есть надобность напоминать читателю содержание щедринского романа: всяк худо-бедно, но учился в школе, хоть из-под палки да перелистывал кондовую классику критического реализма. У Щедрина, на мой вкус, есть куда более значительные, а главное, актуальные сегодня вещи, те же, например, "История одного города", или "Современная идиллия". Ибо щедринское "надо погодить" и известно чье "мочить в сортирах" - ягодки, произрастающие испокон веку только на наших необозримых и отроду некошеных полях. В любом другом "городе" озаботились бы сформировать приличную команду управления, а мочить погодили: авось само как-нибудь отмокло бы - в сортире ж, чай, да еще в отечественном!..

Пардон, увлекся. "Господа Головлевы" - они о чем? Они о том, что ужасно нехорошо быть в Российской империи дворянином. Еще ж хуже того - помещиком. Там, знаете ли, такое водится, среди среднерусских помещиков!.. Это вам не Иван сын Петров Белкин с девками. Да что Белкин - сам Фома Фомич Опискин в сравнении с иными тираннозаврами невинным агнцем представится!

Щедрин еще ж больше Гоголя "любил" русских помещиков из города N. Вот такой вот и один из его самых главных любимчиков - Порфирий Головлев, коего собственные домочадцы прозвали Иудушкой. Сей Иудушка - дикая, до человеконенавистничества злобная постшедисятническая карикатура, написанная самым страшным русским сатириком, обладавшим, кроме феноменального литературного дара, еще и больной совестью, большим умом и огромным интеллектом, вмещающим отнюдь не одни лишь теоретические сведения.

Создав в 1875 - 1880 гг. персонажа из, вроде бы, отживающих, а на самом деле бессмертных, как сыск, персонажа с именем нарицательным, персонажа, в одном лице (капитализм с нечеловеческим лицом) соединяющего гобсеков, кувшинных рыл и иже с ними, Щедрин как бы погрозил надвигающемуся новому веку толстым перстом: ужо вам! Правильно погрозил, кто спорит. Господа бывшие и всегдашние ДУМАтели, делатели и ниспровергатели революций, они ж преимущественно откуда? Молодец, Петров-Сидоров, садись - не стой: из Гоголя да Щедрина. А как же "Бесы", скажете? Да никак. Все бесы давным-давно сами себя позарасстреливали. А вот Иудушка, он, братцы мои, вечен, никуда не делся. Были помещики, не стало их, снова ли появились - Иудушка тут как тут. То бишь, в чем мораль, господа богоискатели? Допрежь, чем искать Иисуса, распните Иуду. Причем желательно спервоначала в самом себе.

Есть ли хоть что-нибудь подобное в фильме 1933 года? Нет. Могло ли быть? Не смешите меня, Абраша! Могло разве что в эпиграмме ненормального Мандельштама, а кино - это вам не стишки, это производство, то есть не просто КР, а контрреволюционная организация.

Посему "Иудушка Головлев" А. Ивановского выглядит скорее экранизацией Островского или Чехова, но уж никак не Щедрина. Актер В. Гардин в главной роли блистателен, но его (и Ивановского, конечно) Головлев больше все же похож на Опискина, или уж на обритого скупого рыцаря, что ли. Барышни-красотки разыгрывают опять-таки скорее удвоенную бесприданницу или героиню чеховской "Анны на шее", а чудесная Евфросиньюшка из будущего в скором времени "Петра I" - актриса И. Зарубина - изображает саму себя, пышечку-крестьянку из тех, что полегоньку-потихоньку прибирают нестоличных обломовых под башмачок. Вот только попался-то ей не Обломов, нет, не Обломов... Есть в картине и проворовавшийся Паратов, есть и закладывающая за воротник под балалайку разложившаяся дворня, есть и украденный у матери и отправленный в московский сиротский дом несчастный младенец, есть и бородатый мужик с топором.

Все, так сказать, обозначено, кое-что даже и разыграно. Как разыграно - отдельная песня. Со словами, с балалайкой, с разламывающимися телегами, с ужимками "немых" див, с плясками, даже с театром. Но, увы, без Щедрина. Его там "не ночевало". С другой стороны (см. выше) "ночевать" и не могло.

Надо ли смотреть эту "фильму" сегодня? Думаю, что не надо: молодежи она ничего не даст, даже и в смысле знакомства с содержанием книги, не говоря уж о том, что видеоряд сначала не по делу насмешит, а через четверть часа вызовет раздражительную зевоту. Если же говорить о старшем поколении, то и в этом случае дело бессмысленное. Щедрин не в том, а лента - мертвяк переходного периода: уже есть плохой звук, еще не преодолено дурное гримасничанье провинциального немого кино.

Примечание. Кассета предоставлена для рецензии библиотечным фондом первой новосибирской гимназии.

Рецензия: В. Распопин