драма Продолжительность: 89 СССР 1933 Режиссер: А. Ивановский Продюсер: Сценарий: К. Державин, А. Ивановский (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы") В ролях: В. Гардин, Т. Булах, Н.
Лабонина, Е. Корчагина-Александровская, М. Тарханов, И. Зарубина, С.
Каюков, В. Таскин, П. Богданов. Музыка: А. Пащенко Оператор: В. Симбирцев
18.10.2002
Вряд ли есть надобность напоминать читателю содержание щедринского
романа: всяк худо-бедно, но учился в школе, хоть из-под палки да
перелистывал кондовую классику критического реализма. У Щедрина, на мой
вкус, есть куда более значительные, а главное, актуальные сегодня вещи,
те же, например, "История одного города", или "Современная идиллия". Ибо
щедринское "надо погодить" и известно чье "мочить в сортирах" - ягодки,
произрастающие испокон веку только на наших необозримых и отроду
некошеных полях. В любом другом "городе" озаботились бы сформировать
приличную команду управления, а мочить погодили: авось само как-нибудь
отмокло бы - в сортире ж, чай, да еще в отечественном!..
Пардон, увлекся. "Господа Головлевы" - они о чем? Они о том, что
ужасно нехорошо быть в Российской империи дворянином. Еще ж хуже того -
помещиком. Там, знаете ли, такое водится, среди среднерусских
помещиков!.. Это вам не Иван сын Петров Белкин с девками. Да что Белкин
- сам Фома Фомич Опискин в сравнении с иными тираннозаврами невинным
агнцем представится!
Щедрин еще ж больше Гоголя "любил" русских помещиков из города N.
Вот такой вот и один из его самых главных любимчиков - Порфирий
Головлев, коего собственные домочадцы прозвали Иудушкой. Сей Иудушка -
дикая, до человеконенавистничества злобная постшедисятническая
карикатура, написанная самым страшным русским сатириком, обладавшим,
кроме феноменального литературного дара, еще и больной совестью, большим
умом и огромным интеллектом, вмещающим отнюдь не одни лишь теоретические
сведения.
Создав в 1875 - 1880 гг. персонажа из, вроде бы, отживающих, а на
самом деле бессмертных, как сыск, персонажа с именем нарицательным,
персонажа, в одном лице (капитализм с нечеловеческим лицом) соединяющего
гобсеков, кувшинных рыл и иже с ними, Щедрин как бы погрозил
надвигающемуся новому веку толстым перстом: ужо вам! Правильно погрозил,
кто спорит. Господа бывшие и всегдашние ДУМАтели, делатели и
ниспровергатели революций, они ж преимущественно откуда? Молодец,
Петров-Сидоров, садись - не стой: из Гоголя да Щедрина. А как же "Бесы",
скажете? Да никак. Все бесы давным-давно сами себя позарасстреливали. А
вот Иудушка, он, братцы мои, вечен, никуда не делся. Были помещики, не
стало их, снова ли появились - Иудушка тут как тут. То бишь, в чем
мораль, господа богоискатели? Допрежь, чем искать Иисуса, распните Иуду.
Причем желательно спервоначала в самом себе.
Есть ли хоть что-нибудь подобное в фильме 1933 года? Нет. Могло ли
быть? Не смешите меня, Абраша! Могло разве что в эпиграмме ненормального
Мандельштама, а кино - это вам не стишки, это производство, то есть не
просто КР, а контрреволюционная организация.
Посему "Иудушка Головлев" А. Ивановского выглядит скорее
экранизацией Островского или Чехова, но уж никак не Щедрина. Актер В.
Гардин в главной роли блистателен, но его (и Ивановского, конечно)
Головлев больше все же похож на Опискина, или уж на обритого скупого
рыцаря, что ли. Барышни-красотки разыгрывают опять-таки скорее удвоенную
бесприданницу или героиню чеховской "Анны на шее", а чудесная
Евфросиньюшка из будущего в скором времени "Петра I" - актриса И.
Зарубина - изображает саму себя, пышечку-крестьянку из тех, что
полегоньку-потихоньку прибирают нестоличных обломовых под башмачок. Вот
только попался-то ей не Обломов, нет, не Обломов... Есть в картине и
проворовавшийся Паратов, есть и закладывающая за воротник под балалайку
разложившаяся дворня, есть и украденный у матери и отправленный в
московский сиротский дом несчастный младенец, есть и бородатый мужик с
топором.
Все, так сказать, обозначено, кое-что даже и разыграно. Как
разыграно - отдельная песня. Со словами, с балалайкой, с
разламывающимися телегами, с ужимками "немых" див, с плясками, даже с
театром. Но, увы, без Щедрина. Его там "не ночевало". С другой стороны
(см. выше) "ночевать" и не могло.
Надо ли смотреть эту "фильму" сегодня? Думаю, что не надо: молодежи
она ничего не даст, даже и в смысле знакомства с содержанием книги, не
говоря уж о том, что видеоряд сначала не по делу насмешит, а через
четверть часа вызовет раздражительную зевоту. Если же говорить о старшем
поколении, то и в этом случае дело бессмысленное. Щедрин не в том, а
лента - мертвяк переходного периода: уже есть плохой звук, еще не
преодолено дурное гримасничанье провинциального немого кино.
Примечание. Кассета предоставлена для рецензии библиотечным фондом
первой новосибирской гимназии.