мелотрагический истерн Продолжительность: 87 СССР 1956 Режиссер: Григорий Чухрай Продюсер: Сценарий: Г. Колтунов (по рассказу Б.Лавренева) В ролях: Изольда Извицкая, Олег Стриженов, Николай Крючков, Г. Шаповалов, Н.
Дупак и др. Музыка: Н. Крюков Оператор: С. Урусевский
18.10.2002
Этим фильмом дебютировал в отечественном кино Григорий Чухрай,
человек очень талантливый, режиссер серьезный, да что много говорить, -
один из лучших в советском кинематографе.
"Сорок первый" снят по новелле известного беллетриста Бориса
Лавренева и повествует о любопытном, вполне реалистическом и в то же
время совершенно мелодраматическом, пожалуй даже, мелотрагическом
эпизоде гражданской войны.
Дело происходит на берегах и между берегами Каспия и Арала.
Небольшой отряд красноармейцев, вырвавшись из тисков превосходящей
силами Белой гвардии, отступает по пустыне, совершая бандитские по сути
набеги на редкие караваны. Денег и носильных вещей с ограбляемых
доблестные большевики не берут, а верблюдов вместе с тем, что на них в
тюках, и пресную воду реквизируют, оставляя взамен чегой-то там раскосо
лопочущим расписки: мол, такой-то командир берет не вообще, а пока,
потом же непременно отдаст (на том свете кочерыжками).
Руководит отрядом типичный человек с ружьем, в тулупе и драной
папахе со звездочкой (звезда номер один дооттепельного кино, Николай
Крючков). Правая рука у него - опять же типичная Анка-пулеметчица
(маловостребованная в дальнейшем Изольда Извицкая, положившая, однако,
начало умеющим на свою беду сильно чувствовать героиням-красноармейкам).
Заместо "Максима" у ей винтовка, из которой она, кукушка-снайперша, уже
положила четыре десятка белых гадов. А в сорок первого маху дала.
Им, сорок первым, оказывается контра - типичней некуда, опять же
"вчёный", "Робинзона" читал, голубоглазый сладкий красавчик, суперзвезда
отечественного кино 50-х - 60-х Олег Стриженов. Ну, командир у нас умнее
не бывает - отдает пленного козла в огород правой руке. (Ведала б
левая!.. А может, и ведает, до конца еще далеко.) У пленного
обнаруживают штабные документы, из которых явствует большая игра,
затеваемая на пару Колчаком и Деникиным. Увы, правила игры в бумажке не
прописаны, а блондинчик, гнида, знает да молчит. Шлепнуть его? Шлепнуть!
Нет, погодить, стреножить да и повести через пустыню к Аралу, а там и
наши недалеко. В штабе его, контру, в два счета сперва раскусят, потом
выпотрошат и - в расход.
Повели. Чисто, как в "Оптимистической трагедии" пополам с "Хорошим,
плохим, злым" (обе они, заметьте, читатель, появятся много позднее).
Через сорок минут (экранного времени) кое-как добрели. Понятно дело,
здравствуй, мама, возвратились мы не все, сколько веселых парней из
восемнадцати ребят ни за что ни про что, если не считать правого дела
р-революции, в песках полегли, а контра, смотри-ка, хоть бы хны ему!
На берегу Арала, подобру-поздорову поручкамшись с аборигенами и
оставив в их сердцах несмываемое счастье встречи с представителями
красной нови, подарив местным матрешкам стеклянные бусы в виде
офицерского погона, тут же содранного с контрова плеча, благополучно и
разделились. Дядя Коля повел оставшихся голодранцев берегом к нашим, а
офицерика под присмотром кукушки и двоих сопровождающих загрузили в
баркас да отправили морем - чтоб, значит, быстрее.
Покуда идущие идут, а плывущие плывут, аборигенов посещает
конкурирующая организация. Ну-у, доложу я вам, зверьё. Ни руки, блин,
подать шаману, ни водкой председателя угостить, ни тем более цацку
девушке подарить - а у самих-то вон сколько этого добра награбили,
иуды!.. Да мало того, чуть чего орать и к стенке ставить: подавай им
красных! Куды нашего голубоглазенького девали?.. Ща в расход пущу!
Эх-ма, а еще благородные!..
Кое-как от них отбоярились, спасибо девушке с погоном, а то б весь
аул положили, ироды!
Покуда, значит, таперича, белые морем плыть за своим человечком
собираются, а красные, кажись, вообще сгинули, на воде разыгрывается
драма. Шторм, ураган, страсть Господня. Обоих сопровождающих за борт
смыло, и осталась Анка с гадом ентим одна.
Надо ли рассказывать, дорогой читатель, далее? Смогу ли передать
трепет первой любви, закравшейся, как тать, в нежную душу лишь с виду
грубоватой матроски? "Как она ждала, как она звала, как она..." А вот
этого не было - последнюю каплю ему споила, когда он, белая косточка,
захворал, забился, забредил, промокший, в дырявой сторожке на рыбачьем
острове, куда выбросило наших робинзонов Аральское море, в те
баснословные времена еще не мертвое.
Выходила его революционерочка, пригрела, приголубила - и стала
вербовать. А как же, в какие времена живем, ребята!.. Ну и не без
личного счастья тоже. Повезло, короче, кукушке.
Поссорились они, как водится, пошумели, поплакали, - а и не
выдержал голубоглазый, сдался: перекуюсь, говорит, нынче же, только ты
меня, пожалуйста, снова поцелуй.
Поцеловала, еще поцеловала, тут солнышко вышло, песочек прогрелся,
гоубая лагуна там, то да сё... Идиллия. Но мы ж смотрим советское кино,
снятое через три года после всенародной скорби по дядюшке Джо, не
какой-нибудь там Голливуд!
Вдруг откуда ни возьмись - парус. Правильно, одинокий, неправильно
- не красный - белый, черт побери! И бежит наш Робинзон, вопия: друзья,
товарищи (бывших министров), братья, заберите меня отседова, ур-ра!..
Н-ну, гад, н-ну, контра, правильно дядя Коля говорил - вражина, на,
получай, сорок первый! Сорок первый, любимый, единственный, открой
глаза, это же я, твоя Катя!.. Ведала, выходит, левая рука человека с
ружьем, что творит правая!..
О том, что сталось с этой Катей в руках приближающихся белых,
история умалчивает.
Я не зря столь подробно пересказывал содержание картины, намеками
пытаясь цитировать "крылатые" выражения из наших же лент, близких
рассматриваемой по времени. Все они: от какого-нибудь "Подвига
разведчика" до приключений товарища Сухова - страницы одного и того же
старательно и искренно создаваемого мифологического альбома великой (для
авторов эпохи) революции; все они - более или менее хороши, все они -
вариации одного и того же полижанрового варианта, который можно
охарактеризовать как мелотрагический истерн, или мелодраматический
боевик. Чухраевская версия по-своему не хуже любой другой пустынной или
таежной, разве что время, когда создавалась, было само по себе более
"правильным", романтичным. Потому и сегодня фильм смотрится, но без веры
в то что герои - в самом деле, хорошие, антигерои - в самом деле,
плохие. Замещает недостаток этой веры уместная цитатность (что такое
постмодерн в 56-м? Как что - буржуазное псевдоискусство!) и множество
находок молодого мастера, бесчисленное количество раз повторенных
(процитированных) впоследствии как нашими режиссерами, так и зарубежными
"комбинаторами псевдоискусства". Серджо Леоне, например, в "Хорошем,
плохом, злом", который, бедняга, может, "Сорок первого"-то как раз и не
видел, ну и что, зато видел, надо полагать, "Белое солнце пустыни"
Мотыля.
Примечание. Кассета предоставлена для рецензии библиотечным фондом
первой новосибирской гимназии.