историко-приключенческий кинороман Продолжительность: 121 Великобритания - Италия - США - Марокко 2001 Режиссер: Джошуа Синклер Продюсер: С.Болзони, М. Асли, Г. де Анжелис Сценарий: Дж. Синклер, М.-Л. Синклер В ролях: Д. Хассельхофф, К. Аллен, Дж.
Фокс, Г. Сели, Л. Батиста, К. Маршалл, М. Бонини, Симба, Г. Джонс, О.Шариф, Р. Олборо и др. Музыка: С.-П. Оминс, М. Райдер Оператор: Д. Баталья
21.10.2002
В первой четверти XIX в. Шака (Чака), великий вождь
южно-африканских племен, называющих себя "зулу", собрал мощную армию и
заложил основы государственности, создав тем самым нечто вроде
южно-африканской империи и потеснив как соседей, так и почти
безраздельно господствовавших до того на континенте европейцев, прежде
всего англичан и португальцев. История покуда не знает еще ни одного
правителя, который, сделавшись победителем и императором, не превратился
бы в тирана и деспота. Шака в этом смысле - не исключение. Не
исключительна и его смерть - подобно едва ли не всем цезарям, он был
убит заговорщиками в возрасте сорока с небольшим.
История, рассказанная в экзотико-приключенческом киноромане
"Цитадель" ни в коей мере, однако, не пытается проследить эту сторону
личности Шаки, а равно и печальной финал его жизни. Здесь он - мудрец и
едва ли не единственный среди белых и черных гуманист. Отнюдь не дикарь,
хоть и ходит в набедренной повязке, украшая себя лишь бусами из слоновой
кости, он на пару со своим другом-врагом, пожилым британским капитаном,
размышляет о судьбах истории и цивилизации, в конце концов приходя к
справедливой мысли о необходимости искать и находить компромиссы в
вековечной борьбе человеческих за племен за место под солнцем.
Картина строится одновременно и как личная история мужественного и
мудрого африканского борца за независимость и власть, и как история
поисков его друга-британца, осуществляемых единственной дочерью
капитана, на которые она отправилась в белом платье и без оружия, с
трудом уговорив взять ее на борт парусника, перевозящего живой товар из
Африки в Америку. Правда, к чести девушки следует сказать, что на первых
порах об истинном предназначении торгово-пиратского судна она не знала.
Узнав же, сделала все возможное, чтобы смягчить сердца рабовладельцев и
облечить судьбу рабов.
Не стану подробно останавливаться на сюжетных перипетиях картины -
они достаточно традиционны и в то же время любопытны для зрителей и
зрительниц любого возраста, поэтому "Цитадель", роскошный, яркий фильм,
представляющий собой нечто среднее между "Детьми капитана Гранта",
"Анжеликой" и нового полиграфического образца журналом "Вокруг света",
несомненно будет интересен и полезен как детям, так и взрослым.
Скажу лишь о том, что мне представляется главным: авторам фильма в
целом удалось удержаться на зыбкой жанровой грани, разделяющей
костюмно-приключенческое кино и слезливо-сладковатую публицистику о
"дружбе народов" в голливудском духе. Картина хорошо смотрится, умело
чередует батальные, приключенческие и любовные эпизоды со сценами
уединенных размышлений исторической личности о своей миссии и ее цене, а
также с философско-политическими диалогами представителей трех основных
противоборствующих сторон: африканской, арабской и европейской.
В центре же всех тематических линий - остропублицистическая и
одновременно приключенческая часть, наглядно демонстрирующая
бессмысленность и бесчеловечность политики геноцида, к которой, как
показывает история, в той или иной мере причастны все социальные
образования, вне зависимости от национальности, цвета кожи, религии и
т.п.
К безусловным плюсам картины, помимо умелой драматургии и
великолепной камеры, надо отнести точный кастинг и добротную режиссуру;
к недостаткам - неизбежную по самой природе романтических историй, не
слишком напрягающую зрителя, но все же время от времени проявляющуюся
сентиментальность, связанную прежде всего с обликом главной героини -
этакой новоявленной Джейн Эйр.