Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ТИХАЯ УЛИЦА (ЛЕГКАЯ УЛИЦА)

сатирическая комедия
Продолжительность: 24
США 1917
Режиссер: Чарльз С. Чаплин
Продюсер:
Сценарий: Чарльз С. Чаплин
В ролях: Чарли Чаплин, Эдна Первиенс, Эрик Кемпбелл, Шарлотта Мино, Альберт Остин, Генри Бергман, Джон Ренд, Джеймс Т. Келли, Френк Дж. Колеман, Лео Уайт, Ллойд Ундервуд.
Музыка: Чарльз С. Чаплин
Оператор: Роланд Тотеро


13.11.2002

Шедевр раннего Чаплина, жесткая пародия на американское викторианство и лживую сентиментальность Голливуда.

Безработный и вороватый Чарли посещает молельный дом (храмом это учреждение назвать невозможно), где приворовывает коробок с пожертвованиями, но, неожиданно влюбившись в смазливую дочку проповедника и расчувствовавшись, возвращает украденное.

В то же самое время на улице, ведущей (ох, не к храму!) к молельне, разворачивается битва между бандитами и полицейскими. Куча мала постепенно рассасывается, оставляя стоящим лишь звероподобного громилу. Полицейских по одному уносят в участок, соседи и подельники громилы прячутся по подворотням. Время от времени они оттуда выглядывают, но прохаживающийся по улице и зыркающий по сторонам Голиаф заставляет их окончательно забиться в норы.

От нечего кушать Чарли нанимается в полицию. Народ ржет и издевается над плюгавым полицейским. Он, однако, легко отправляет дубинкой одного из особо насмешливых в нокаут. Естественно, Давида отправляют патрулировать ту самую улицу, что ведет не в храм, а в молельню. Встречает его громила... Выбрав момент, новоиспеченный полицейский что есть сил шарахает его по голове дубинкой, однако гигант лишь почесывается...

Сколько раз этот эпизод повторится в кинематографе, читатель? Вспоминается ли вам, например, Портос, о чью голову без ущерба для него разбивают шкапы, или учитель Косталмед из "Республики ШКИД"?

Почесавшись и зыркнув на перепуганного Чарли, Голиаф продолжает запугивание и с легкостью сгибает пополам железный фонарный столб. Давид - делать нечего - запрыгивает гиганту на плечи и надевает ему на голову газовый фонарь.

Временная победа, и вот уже Чарли с независимым видом (победитель он наш, надолго ли?) прогуливается по Тихой улице, не ведущей в храм. Крысы выглядывают из подворотен, но, углядев находящегося в ауте громилу, вновь исчезают.

Теперь помощь постового требуется внутри здания, под которым покоится Голиаф, и оказывается, что она необходима той, в кого Чарли влюбился во время посещения молельни. Удача! Подтянув вечно спадывающие штаны и нахлобучив на кудрявую башку котелок, он бросается на выручку. Пока Давид там разбирается, приходит в себя громила и кидается разыскивать обидчика. Драка, суматоха, беготня, гэги.

Как вы думаете, кто победил? Правильно, смешной маленький полицейский.

Далее - финал: все та же Тихая улица, по которой чинно, под ручку шествуют переодетые квакерами воры, проститутки, не исключая и Голиафа. Куда шествуют они по дороге, не ведущей к храму? Опять же правильно, читатель: в молельню. И это благопристойное, американское, голливудское шествие страшней и смешней всего, что до сих происходило на экране. У-у, обыватели, у-у неистребимые мещане, гнездящиеся, как крысы, во всех подвалах, подворотнях и квартирах Тихой улицы - нашего злобного, жестокого, пошлого и подлого мироздания.

Пародия повторений, умножений, размножений ханжества, т.е. того лишь, на что мультипликационная цивилизация наша только и способна. Нет, не в одном Новом Свете. Отнюдь. Говорят, что трущобы из "Тихой улицы" как по кальке срисованы с лондонского Ист-энда.

Рецензия: В. Распопин