сатирическая комедия Продолжительность: 24 США 1917 Режиссер: Чарльз С. Чаплин Продюсер: Сценарий: Чарльз С. Чаплин В ролях: Чарли Чаплин, Эдна Первиенс, Эрик
Кемпбелл, Шарлотта Мино, Альберт Остин, Генри Бергман, Джон Ренд, Джеймс Т. Келли, Френк Дж. Колеман, Лео Уайт, Ллойд Ундервуд. Музыка: Чарльз С. Чаплин Оператор: Роланд Тотеро
13.11.2002
Шедевр раннего Чаплина, жесткая пародия на американское
викторианство и лживую сентиментальность Голливуда.
Безработный и вороватый Чарли посещает молельный дом (храмом это
учреждение назвать невозможно), где приворовывает коробок с
пожертвованиями, но, неожиданно влюбившись в смазливую дочку
проповедника и расчувствовавшись, возвращает украденное.
В то же самое время на улице, ведущей (ох, не к храму!) к молельне,
разворачивается битва между бандитами и полицейскими. Куча мала
постепенно рассасывается, оставляя стоящим лишь звероподобного громилу.
Полицейских по одному уносят в участок, соседи и подельники громилы
прячутся по подворотням. Время от времени они оттуда выглядывают, но
прохаживающийся по улице и зыркающий по сторонам Голиаф заставляет их
окончательно забиться в норы.
От нечего кушать Чарли нанимается в полицию. Народ ржет и
издевается над плюгавым полицейским. Он, однако, легко отправляет
дубинкой одного из особо насмешливых в нокаут. Естественно, Давида
отправляют патрулировать ту самую улицу, что ведет не в храм, а в
молельню. Встречает его громила... Выбрав момент, новоиспеченный
полицейский что есть сил шарахает его по голове дубинкой, однако гигант
лишь почесывается...
Сколько раз этот эпизод повторится в кинематографе, читатель?
Вспоминается ли вам, например, Портос, о чью голову без ущерба для него
разбивают шкапы, или учитель Косталмед из "Республики ШКИД"?
Почесавшись и зыркнув на перепуганного Чарли, Голиаф продолжает
запугивание и с легкостью сгибает пополам железный фонарный столб. Давид
- делать нечего - запрыгивает гиганту на плечи и надевает ему на голову
газовый фонарь.
Временная победа, и вот уже Чарли с независимым видом (победитель
он наш, надолго ли?) прогуливается по Тихой улице, не ведущей в храм.
Крысы выглядывают из подворотен, но, углядев находящегося в ауте
громилу, вновь исчезают.
Теперь помощь постового требуется внутри здания, под которым
покоится Голиаф, и оказывается, что она необходима той, в кого Чарли
влюбился во время посещения молельни. Удача! Подтянув вечно спадывающие
штаны и нахлобучив на кудрявую башку котелок, он бросается на выручку.
Пока Давид там разбирается, приходит в себя громила и кидается
разыскивать обидчика. Драка, суматоха, беготня, гэги.
Как вы думаете, кто победил? Правильно, смешной маленький
полицейский.
Далее - финал: все та же Тихая улица, по которой чинно, под ручку
шествуют переодетые квакерами воры, проститутки, не исключая и Голиафа.
Куда шествуют они по дороге, не ведущей к храму? Опять же правильно,
читатель: в молельню. И это благопристойное, американское, голливудское
шествие страшней и смешней всего, что до сих происходило на экране. У-у,
обыватели, у-у неистребимые мещане, гнездящиеся, как крысы, во всех
подвалах, подворотнях и квартирах Тихой улицы - нашего злобного,
жестокого, пошлого и подлого мироздания.
Пародия повторений, умножений, размножений ханжества, т.е. того
лишь, на что мультипликационная цивилизация наша только и способна. Нет,
не в одном Новом Свете. Отнюдь. Говорят, что трущобы из "Тихой улицы"
как по кальке срисованы с лондонского Ист-энда.