ироническая костюмная мелодрама Продолжительность: 102 Франция 1996 Режиссер: Патрис Леконт Продюсер: Ж. Легран, Ф. Брильон, Ф. Каркассон Сценарий: Р. Уотерхаус В ролях: Фанни Ардан, Чарльз Берлинг, Бернар Жиродо, Жюдит
Годреш, Жан Рошфор и др. Музыка: А. Дюамель Оператор: Т. Арбогаст
28.10.2002
Как и все картины Патриса Леконта, эта неоригинальна, но зрелищна.
Сюжет сводится к любовным и салонным похождениям нищего
провинциального дворянина, которому необходимо получить аудиенцию у
Людовика XVI, чтобы добиться вспомоществования от казны, необходимого
для осушения малярийных болот, занимающих большую часть земельного
владения героя. Нищий дворянин, как и должно быть, жалеет своих мрущих,
как мухи, крестьян, влюбляется в хорошенькую, а главное, умную дочку
единственного порядочного парижского аристократа, безвозмездно
врачующего всех страждущих (Жан Рошфор), вместе с ней проводит опыты по
изобретению и проверке в действии тяжелого водолазного скафандра,
обивает пороги королевской резиденции. Когда же выясняется, что искомую
аудиенцию можно получить лишь с помощью салонного острословия (ничто
иное пресыщенную умирающую монархию развлечь не в состоянии), герой
выказывает блестящие способности и на этом поприще.
Перед нами проходит, таким образом, галерея великосветских
монстров, коим всем одна дорога - на гильотину. Иным так и надо, иных
жаль. Более всего жаль влиятельную при дворе герцогиню, жестокое
обаяние, чуть увядающая красота, зашкаливающая сексапильность которой
вызывает в памяти литературный (не кинематографические, созданные Глен
Клоуз и Аннет Беннинг в картинах соответственно Фрирза и Формана) образ
мадам де Мертей из "Опасных связей" Шодерло де Лакло. Хищная красота и
артистический Божий дар Фанни Ардан с первого появления на экране
перекрывают средние возможности всех прочих актеров, за исключением,
разумеется, Жана Рошфора, за ней (на нее одну) смотришь во все глаза, с
нетерпением ждешь следующих эпизодов с ее участием, ее драме
сопереживаешь, постепенно все более и более досадуя на остальных
участников действа, похождениями своими лишь отвлекающих внимание
зрителя от богини экрана.
Тут-то вот и слабость режиссера Патриса Леконта, замышлявшего,
вроде бы, социальную сатиру на разлагающуюся монархию и аристократию,
коим должна противостоять история любви людей, занятых не постелью, а
делом, а снявшего в итоге собственную ослабленную вариацию на тему
"Опасных связей". Что бы 50-летней Фанни Ардан и в самом деле не
сыграть, пока еще не совсем поздно, мадам де Мартей, только не у
Леконта, а у режиссера более талантливого, серьезного, масштабного?..
Это был бы выстрел в десятку!
А "Насмешка" - что ж, ридикюль он и есть ридикюль: дамская сумочка,
в которой чего только нет, а того, что надо, никак не найдешь. Иными
словами - "изячная", эротичная, местами аляповатая мелодрама "смешай
господи", где пара-тройка блестящих эпизодов теряется в суматохе
париков, декольте, научных опытов, мрущих крестьян и рыгочущих маркизов,
даже и - кто б сказал, зачем! - мужских причиндалов в процессе
мочеиспускания.