музыкальная драма Продолжительность: 120 Великобритания - Италия 1999 Режиссер: Джузеппе Торнаторе Продюсер: Дж. Фельтринелли Сценарий: Джузеппе Торнаторе (по роману А. Барикко "Новый век") В ролях: Тим Рот, П. Тейлор Винс, Мелани Тьерри, Билл
Нанн, Питер Воган, Альберто Васкес, Кларенс Уильямс и др. Музыка: Эннио Морриконе Оператор: Л. Колтаи
28.10.2002
Признаюсь: прочитав с год назад небольшую аннотацию в "Литературной
газете", я с нетерпением искал возможности увидеть картину своими
глазами. Никакой, впрочем, особой надежды не питал. Торнаторе - режиссер
из тех, кто звезд с неба не хватает: со времени драматического триллера
"Простая формальность", сделавшегося классикой жанра прежде всего
благодаря изумительному актерскому дуэту Депардьё - Поланский, трудно
вспомнить что-либо стоящее. Предпоследняя по времени лента "Милена" -
новелла неплохая, но третичная и всерьез может рассматриваться лишь в
качестве благодарственного поклона памяти Феллини.
"Легенда о пианисте", точнее "Легенда о 1900" (Тысяча девятисотый -
таково имя главного героя фильма), - картина скорее изысканная в плане
аксессуаров, нежели сколько-нибудь интересная по драматургии. Ее можно
определить как нестандартное голливудское кино, изобилующее крупными
планами, настойчиво отсылающее к истории американского кинематографа,
вплоть до чаплиновского "Иммигранта", эксплуатирующее в сущности
мелодраматический и, пожалуй, психологически неубедительный сюжет,
подначивающее поклонников Тима Рота вновь и вновь любоваться своим
любимцем, подаваемым во всех технически мыслимых ракурсах.
История же сводится к следующему: первого января 1900 года черный
матрос трансатлантического лайнера обнаружил в коробке из-под лимонов
белого подкидыша-новорожденного. Славный кочегар не отдал младенца в
приют, а растил, воспитывал и образовывал его, как умел, сам, здесь же,
на пароходе. Подросши и сделавшись сиротой (кочегар трагически и нелепо
погиб во время одного из рейсов), ни разу от рождения до смерти не
побывав на суше, мальчик (просто-таки Моцарт какой-то, хотя нет, куда
там Моцарту: его папенька музыке обучал) обнаружил феноменальный дар
композитора и пианиста, параллельно с нью-орлеанскими неграми и ничего
не зная ни о них, ни о созданном ими музыкальном направлении, обогатил
музыку ХХ века джазовыми импровизациями, а зарабатывал на жизнь играя в
корабельном оркестре.
В центре сюжета - блистательно снятая и разыгранная музыкальная
дуэль нашего героя с одним из создателей джаза, в которой, разумеется,
1900-й выходит победителем.
Завершается же вся эта история, кстати, рассказанная другим
музыкантом оркестра, трубачом, в конце концов выбравшим жизнь на суше, а
не на море, мелотрагической гибелью отслужившего свое и затопленного
непадалеку от статуи Свободы корабля, с которым, как с землей
обетованной, не пожелал расстаться лишь один человек - наш герой,
1900-й.
Средний, в принципе, фильм, смотрится отнюдь не без интереса и даже
сочувствия. Но и не более. Успеху же своему у профессионалов кино и
журналистов, я думаю, он обязан не столько режиссеру, актерам и
операторскому искусству, сколько музыке Эннио Морриконе. Она, музыка, не
столь пронзительна, как в старых лентах Серджо Леоне, но, с другой
стороны, ничего подобного по мелодизму и богатству вариаций Морриконе не
предлагал кинематографу уже как минимум полтора десятилетия.
Войдет ли "Легенда..." в золотой фонд? Вряд ли. Станет ли главная
роль значительной на творческом пути Тима Рота? Скорее всего, тоже нет.
Понравится ли картина молодежи? Нет, что называется, без вопросов.
Станут ли неофиты-меломаны днем и ночью слушать саундтрек? Не думаю.
Разве что истовые и немолодые поклонники джаза. В общем, "Легенда о
пианисте" - скорее всего, картина для киноманов, то есть для тех, кто
находит удовольствие в обнаружении явных и скрытых цитат из истории
кино.