Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ЛЕГЕНДА О ПИАНИСТЕ (THE LEGEND OF 1900)

музыкальная драма
Продолжительность: 120
Великобритания - Италия 1999
Режиссер: Джузеппе Торнаторе
Продюсер: Дж. Фельтринелли
Сценарий: Джузеппе Торнаторе (по роману А. Барикко "Новый век")
В ролях: Тим Рот, П. Тейлор Винс, Мелани Тьерри, Билл Нанн, Питер Воган, Альберто Васкес, Кларенс Уильямс и др.
Музыка: Эннио Морриконе
Оператор: Л. Колтаи


28.10.2002

Признаюсь: прочитав с год назад небольшую аннотацию в "Литературной газете", я с нетерпением искал возможности увидеть картину своими глазами. Никакой, впрочем, особой надежды не питал. Торнаторе - режиссер из тех, кто звезд с неба не хватает: со времени драматического триллера "Простая формальность", сделавшегося классикой жанра прежде всего благодаря изумительному актерскому дуэту Депардьё - Поланский, трудно вспомнить что-либо стоящее. Предпоследняя по времени лента "Милена" - новелла неплохая, но третичная и всерьез может рассматриваться лишь в качестве благодарственного поклона памяти Феллини.

"Легенда о пианисте", точнее "Легенда о 1900" (Тысяча девятисотый - таково имя главного героя фильма), - картина скорее изысканная в плане аксессуаров, нежели сколько-нибудь интересная по драматургии. Ее можно определить как нестандартное голливудское кино, изобилующее крупными планами, настойчиво отсылающее к истории американского кинематографа, вплоть до чаплиновского "Иммигранта", эксплуатирующее в сущности мелодраматический и, пожалуй, психологически неубедительный сюжет, подначивающее поклонников Тима Рота вновь и вновь любоваться своим любимцем, подаваемым во всех технически мыслимых ракурсах.

История же сводится к следующему: первого января 1900 года черный матрос трансатлантического лайнера обнаружил в коробке из-под лимонов белого подкидыша-новорожденного. Славный кочегар не отдал младенца в приют, а растил, воспитывал и образовывал его, как умел, сам, здесь же, на пароходе. Подросши и сделавшись сиротой (кочегар трагически и нелепо погиб во время одного из рейсов), ни разу от рождения до смерти не побывав на суше, мальчик (просто-таки Моцарт какой-то, хотя нет, куда там Моцарту: его папенька музыке обучал) обнаружил феноменальный дар композитора и пианиста, параллельно с нью-орлеанскими неграми и ничего не зная ни о них, ни о созданном ими музыкальном направлении, обогатил музыку ХХ века джазовыми импровизациями, а зарабатывал на жизнь играя в корабельном оркестре.

В центре сюжета - блистательно снятая и разыгранная музыкальная дуэль нашего героя с одним из создателей джаза, в которой, разумеется, 1900-й выходит победителем.

Завершается же вся эта история, кстати, рассказанная другим музыкантом оркестра, трубачом, в конце концов выбравшим жизнь на суше, а не на море, мелотрагической гибелью отслужившего свое и затопленного непадалеку от статуи Свободы корабля, с которым, как с землей обетованной, не пожелал расстаться лишь один человек - наш герой, 1900-й.

Средний, в принципе, фильм, смотрится отнюдь не без интереса и даже сочувствия. Но и не более. Успеху же своему у профессионалов кино и журналистов, я думаю, он обязан не столько режиссеру, актерам и операторскому искусству, сколько музыке Эннио Морриконе. Она, музыка, не столь пронзительна, как в старых лентах Серджо Леоне, но, с другой стороны, ничего подобного по мелодизму и богатству вариаций Морриконе не предлагал кинематографу уже как минимум полтора десятилетия.

Войдет ли "Легенда..." в золотой фонд? Вряд ли. Станет ли главная роль значительной на творческом пути Тима Рота? Скорее всего, тоже нет. Понравится ли картина молодежи? Нет, что называется, без вопросов. Станут ли неофиты-меломаны днем и ночью слушать саундтрек? Не думаю. Разве что истовые и немолодые поклонники джаза. В общем, "Легенда о пианисте" - скорее всего, картина для киноманов, то есть для тех, кто находит удовольствие в обнаружении явных и скрытых цитат из истории кино.

Рецензия: В. Распопин