Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ПОМНИШЬ ЛИ ДОЛЛИ БЕЛЛ?

драма
Продолжительность: 105
Югославия 1981
Режиссер: Эмир Кустурица
Продюсер:
Сценарий: А. Сердан, Э. Кустурица
В ролях: Славко Штимац, Слободан Алигрудич, Лиляна Благоевич, Мира Банич, Надя Пани и др.
Музыка: Зоран Симанович
Оператор: Вилко Филач


05.11.2002

Первая лента классика нового кино, сразу же принесшая ему известность за пределами родной Югославии и "Золотого Льва" Венецианского МКФ, в номинации "Дебют". Сегодня этот фильм, быть может, и не производит такого впечатления, как два десятилетия тому назад, ибо и Кустурица снял сильнейшие картины, и попривыкли мы уже к обнаженным и прочим свободам. Но в те баснословные времена "Долли Белл" безусловно была ЯВЛЕНИЕМ. Явлением и талантливого, пусть еще не нашедшего ни собственной глубоко оригинальной эстетики, ни своей заветной темы, молодого режиссера, и - свободы, которую как ни дави, как ни цензуруй, все равно не утопишь, и - традиции высокого европейского кино, проявляющейся здесь прежде всего в неразрывной связи с творчеством Феллини, а кроме того, и с кинематографом югославским, и чехословацким образца "пражской весны", и "оттепельным" советским.

Лента "Помнишь ли Долли Белл?" рассказывает историю вполне обыкновенной, то есть нелегкой жизни албанской семьи строителей социализма по югославскому образцу. В Сараеве царит нормальная социалистическая атмосфера "дружбы народов", никто никого не громит, кроме, понятное дело, коммунистических начальников, давящих народ без особого национального разбора просто по обязанности. В местном клубе проводится кампания по созданию молодежного то ли рок, то ли поп-ансамбля, чтобы, значит, подрастающее поколение не шло поголовно в фарцовщики, алкоголики и сутенеры.

Главный герой фильма, претендующий на место в ансамбле, - юноша лет шестнадцати, вырабатывает характер, изучая возможности модного тогда гипноза в деле становления собственной личности и желаемого влияния на девушек и друзей. Мама молодого человека словно бы перешла в "Долли Белл" из "Амаркорда", потому все о ней понятно, по крайней мере, тем, кто видел картину Феллини. Папа... О, папа - иное дело! По темпераменту он тоже немножко похож на отца юного героя из великого фильма итальянского маэстро, да и на будущих цыганистых героев из позднейших лент Кустурицы. Но это папа социалистический, даже, можно сказать, коммунистический папа. Строитель нового мира, "про паровоз" поет, десять лет ждет обещанной начальством новой квартиры для своей большой семьи, тайком улыбаясь в усы, строжится над сыновьей "бандой", словом, дает им "прикурить", но и курить тоже не шибко возбраняет, поскольку заядлый курильщик сам. Хороший папа, слегка подшофе. Настоящий, любящий. И когда он в конце фильма умирает от рака, его смерть становится светлой трагедией не только для среднего сына, главного героя "Долли Белл", но и для нас, зрителей.

А герой - что ж, он, как и герой "Амаркода", на наших глазах физически и - главное - душевно созревает, растет, вживаясь в окружающую нелегкую, но и отнюдь не безрадостную жизнь, влюбляется в молодую проститутку, находя в ней и ее тем самым заставляя в себе самой найти полузабытую красоту и человечность, борется за свою любовь с превосходящими силами подзаборного общества, того, к подробному осмыслению бытия которого Кустурица перейдет в позднейших лентах, в связи, надо думать, именно с тем, что оно, отребье это, сделается вдруг хозяином новой, постсоциалистической жизни во всем братско-демократическом европейском блоке.

Реалистический в целом, слегка романтический, как всякое воспоминание о детстве, первый фильм Эмира Кустурицы снят, несмотря на правдивое изображение всегда трагичной жизни, преимущественно в светлых тонах, снят с тонким, непедалированным юмором и потаенной ноткой тревоги за будущее героя, его родины и семьи, семьи человеческой, обитатели которой каждый день живут и умирают, творят новую жизнь и влачат прежнюю, Богом данную, дабы в муках плодиться и в поте лица трудиться, чтобы прокормить себя и тех, кто придет на смену.

Рецензия: В. Распопин