трагифарс Продолжительность: 163 Евросоюз 1995 Режиссер: Эмир Кустурица Продюсер: Пьер Шпенглер, Карл Баумгартнер и др Сценарий: Душан Ковачевич, Эмир Кустурица В ролях: Мики Манойлович, Мирьяна
Йокович, Лазар Ристовский, Славка Стилои, Бата Стойкович, Бора Тодорович
и др. Музыка: Горан Брегович Оператор: Вилко Филач
05.11.2002
В классики редко записывают при жизни, а художников молодых, то
есть не достигших возраста, когда приметы биологического одряхления
откровенно свидетельствуют о необходимости для критиков или власть
предержащих поторопиться, - почти никогда. Среди нынешних
сорока-пятидесятилетних классиков в мировом кино, пожалуй, только трое:
испанец Альмодовар, финн Каурисмяки и серб Кустурица. Последний взошел
на кинематографический Олимп едва ли не дебютной своей лентой "Помнишь
ли Долли Белл?". Было ему тогда 27 лет. В тридцать, получив "Золотую
пальмовую ветвь" за следующую картину "Отец в командировке", в
причастности к "бессмертным" Кустурица утверждается окончательно.
"В чем же дело? - размышляет над феноменом югославского режиссера
киновед Сергей Лаврентьев (Первый век кино. М.: Локид, 1996. С. 264 -
265), - Чем покорил мир этот уроженец столь значимого для нашего века
города Сараева?
Тем, очевидно, что в эпоху бесчисленных стенаний по поводу кризиса
мирового кино он заставил поверить в неуемную жизненную силу этого
искусства... Фильм ("Помнишь ли Долли Белл?" - В.Р.) возвращал экрану
почти утраченную полифонию жизни... Мощная жизненная сила этой ленты
заставляла вспомнить чехословацкое кино шестидесятых годов,
художественные и социальные поиски которого юный постановщик как бы
сконцентрировал. И хотя свое кинообразование Кустурица получал в Праге в
начале 70-х, когда знаменитое киночудо было уже уничтожено, балканский
бунтарь сделал все, чтобы чехословацкая "Новая волна" не осталась лишь
ностальгическим воспоминанием. И когда в 1985 году главную награду Канна
ему вручал Милош Форман, во всем мире это было воспринято как признание
неразрывной связи творчества Кустурицы с выдающимися режиссерами
"пражской весны"".
Едва ли не каждый следующий фильм молодого режиссера становился
событием мирового кино и увенчивался высшими наградами престижных МКФ.
Сказал ли Кустурица что-то новое, чего не было прежде? Вероятно,
да, но сформулировать это в небольшой рецензии невозможно. Во всяком
случае, одно можно сказать с уверенностью: публику обыкновенно поражает
не только и - главное - не столько, ЧТО именно говорит художник, сколько
то, КАК он говорит. КАК (при условии, конечно, что есть и ЧТО), то есть
стиль, то есть личность говорящего, то есть, в конечном счете, его
самого, а следовательно, его труда содержание - это и есть и наш успех в
искусстве, и наша ответственность перед делом, которому мы служим, и
перед миром, которому мы предъявляем результаты своего труда.
Кустурице, художнику, родившемуся в 1954-м в "райском уголке"
социалистического блока Европы, было и, будем надеяться, еще имеется,
что предъявить. Он - редкое явление в искусстве - не маргинал, не
постмодернист (хотя и непременно отмечает в своих лентах жизненно важные
для любого мастера векторы взаимосвязей с наиболее близкими ему
предшественниками), не интроверт. Он жизнелюбив, как цыган, о которых
год за годом снимает все свои картины, он в высшей степени культурен,
поскольку фильмы его полны отсылок не только к мировому кино, истории и
политике, но и к литературе, музыке, живописи, он, наконец, контактен,
ведь картины его - художественные миры - густо населены народом самым
разнообразным. А если уж говорить об учителях и соратниках в
предшествующих поколениях, причем говорить по самому высокому уровню, то
ближе всего Кустурице скорее не Форман, а Феллини. Что, кстати сказать,
новый классик все плотью вершинного своего фильма "Андеграунд" и
подчеркивает.
"Под землей" - формально полувековая история Югославии, ее
бесшабашных цыганистых мужчин и "романистых" женщин, людей свободных,
крикливых, непоседливых, людей совершенно земных, простых и славных,
попавших в мясорубку перманентной партизанской войны с гитлеровскими,
советскими и собственными переделывателями мира под революционный аршин.
Два кума (оговорюсь сразу: рассказываю содержание картины лишь по
одной, основной ее линии, ибо в "Андеграунде", как в романах Толстого,
построен целый мир, и проследить частные судьбы его обитателей в
пространстве одной рецензии нельзя), влюбленных в светловолосую артистку
провинциального театра, кажется, беспочвенно мечтающую сделаться примой
МХАТа, живут-не тужат в предвоенной Югославии, ругаясь с женами, меняя
подруг, не без усеха приторговывая чем ни попадя. Один из них - типичный
цыганский король, другой - поумнее. Когда в город входят гитлеровцы,
актриса, продолжая оставаться любовницей "барона" и кокетничать с его
кумом, становится еще и любовницей немецкого офицера. Последнее
обстоятельство заваривает сюжетную кашу и приводит в итоге к тому, что
едва ли не полгорода - "семья" барона и он сам - вынуждено укрыться под
землей, где они с 1944-го и будут ("Не знал он, бедный, что закончилась
война!") жить двадцать лет, изготовляя винтовки для борьбы товарища Тито
с немецко-фашистскими захватчиками.
Держит же их в этом жестоком неведении кум барона, тот, что
посмекалистее. Он не только увел у него актрису, но и сделался ближайшим
другом "дорогого товарища Тито", и, значит, занимая высокую
государственную должность, превратился в типичного партийного
функционера ("зачем им думать, у них Устав есть!"). Ныне он - поэт в
прошлом, мемуарист, рассказывающий подрастающему поколению сказку о куме
- красном партизане, отдавшем жизнь за дело революции и освобождения
югославского народа заодно и от гитлеровских полчищ, и от местных
кровососов крови народной. Богат, словом, уважаем, ведет двойную жизнь.
Одним исторические сказки рассказывает, других - подпольщиков -
ужастиками стращает.
Ничто, однако, не вечно. Тито умирает, подземка обоим кумовьям
(каждому по-своему) осточертевает. Легендарный партизан однажды
выбирается на волю и... (как бы повели себя вы, просидев двадцать лет в
подполе и покинув его прямиком из 44-го в 64-й?) совершает вооруженный
налет на группу киношников, снимающих историческую сказку о нем самом по
мемуарам благополучного подлеца-кума.
Мир подполья рушится и в прямом смысле взрывается тем, кто его
создал и два десятилетия (эпоха зажатых ртов, завязанных глаз и
заткнутых ушей!) держал под замком. Все его обитатели - виновные и
невинные - погибают. Ан нет, не все! Главные герои, Джеймсы Бондовые,
как бессмертное дело Ленина, лишь меняют маски. Мы вновь встречаемся с
ними, вечными партизанами, когда кусок балканской плоти окончательно
добивается потомками тех, кто когда-то провел между Югославией и
культурной Европой границу-трещину. Один из отрядов вольных партизан,
шмаляющих во все еще живое, возглавляет кум-барон. В расположение
этого-то отряда прибывает в инвалидной коляске кум-умник, чистый
"крестный отец" партийной мафии, ныне - уважаемый французский бизнесмен,
торговец оружием. Актриса, начавшая спиваться еще в 60-е от безделья,
неосуществленных творческих амбиций и сексуального голодания,
связанного, разумеется, с партийной импотентностью мужа, сопровождает
своего благоверного: сколько бы ни рыпалась - от судьбы не уйдешь. По
приказу кума-командира, даже и не взглянувшего, что там за европейские
спекулянты приехали на его законный Остров мертвых, приказывает их
расстрелять. Узнав, кончает самоубийством, на которое не хватило ранее
мужества и остатков человеческой чистоты ни у его кума, ни у кумы.
А потом, потом, в эпилоге, все мертвые - виновные и безвинные -
встречаются за праздничным столом, прощают друг другу и целуются под
дикую горькую цыганскую скрипку, как бы повторяющую мелодии Нино Рота из
"8 1/2" и "Амаркорда" или, наоборот, подавляющую их. И корабль - Остров
мертвых, Ноев ковчег конца тысячелетия, конца времен - плывет, удаляясь,
уменьшаясь, теряясь в синей глади Средиземноморья. "Все прошло, все
умчалося... Ничего не осталося..."
Остался миф о героях ("Богатыри - не вы"), порожденных мифическим в
самой монструозной реальности своей временем - нашим, слава Богу
кончившимся, временем, остался эпос о мире, которого больше нет, о
балканской (только ли балканской?) Атлантиде, которая - жертва
большевистских экспериментов над живой жизнью и одновременно жертва
нашей, общечеловеческой и полувосточной недоношенной зрелости,
вообразившей себя мудростью - которая, говорю, под смертно-веселую
цыганскую скрипку отделила себя однажды от культурного христианского
материка, да так отделила, что граница со временем превратилась в
трещину, а еще потом население этого куска плоти земной, обессмыслившись
и одичав в отстутствие общечеловеческих ориентиров, за которыми трудно и
почти невозможно уж было перепрыгивать через все увеличивающийся
раскол-провал, по-библейски сделалось "каждой твари по паре" - и
окончательно обратилось в атлантов, логично и отдрейфовавших на своем
куске земли в синь морскую, пируя "во время чумы", пляша и рыдая, едва
ль не бессмысленно глядя на удаляющийся континент. Ковчег, скажете?
"Плывем, куда ж нам плыть?" Ковчег не во спасение, Остров мертвых, "Была
страна..."
Больно и страшно только что два часа подряд то и дело
всхохатывавшему зрителю, больно и страшно художнику, родившемуся сорок
лет назад именно на этом куске земли, тогда уже отделенном от континента
трещиной. Но ведь страшно и больно и тем, кто остался на континенте. Не
страшно ли было, например, тому же Феллини, жизнелюбцу "во время чумы",
чей "Амаркорд" на всем протяжении трехчасового "Андеграунда" Кустурица
цитирует явно, а "8 1/2" и "Корабль плывет" - вписывает прикровенно, как
бы между строк?
Великий фильм, фильм - приговор полувекового нашего сна во сне, и
как минимум полуторастолетнего андеграунда (в смысле - "записок из
подполья"), приговор, быть может, человечеству, но и оправдание человеку
- существу не столько гаденькому, сколько слабому, наделенному от
недоступного его постижению Бога не столько свободой воли, сколько
непониманием, зачем она, собственно, ему нужна, свобода воли...
Существу, невольно к несчастью стремящемуся, и значит - несчастному и
потому достойному сочувствия.