Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ЧЕРНАЯ КОШКА, БЕЛЫЙ КОТ

комедия
Продолжительность: 125
Франция 1998
Режиссер: Эмир Кустурица
Продюсер: Карл Баумгартнер
Сценарий: Гордан Михич
В ролях: Байран Седерджан, Сердан Тодорович, Бранка Катич, Любица Аджович, Флориан Айдини, Предраг Лакович и др.
Музыка: доктор Нелле Карайлич, Вожислав Фралика, Деян Тодорович
Оператор: Тьерри Арбогаст, Мишель Аматьё


10.11.2002

Последний на сегодняшний момент фильм Эмира Кустурицы, который, вроде бы (по мелькнувшим сообщениям в прессе) оставил кинематограф. Верится в это с трудом, да и чрезвычайно жаль было бы, если бы это на самом деле было так. Однако, после "Кошки" прошло уже четыре года, и за это время блистательный югослав в самом деле ничего не снял, во всяком случае, в области художественного кино, лишь снялся сам, сыграв главную роль в не более чем средней картине Патриса Леконта "Вдова с острова Сен-Пьер".

"Черная кошка, белый кот" - великолепный фарс из истории постсоциалистического бытия югославских цыган и очевидная автопародия, точнее, может быть, альтернативная версия истории, рассказанной режиссером в 1989 году, в фильме "Время цыган". Если "Время..." было больше всего пародией на "Крестного отца" Копполы, то "Кошка" - скорее пародия на голливудские комедии положений, очень смешно, вдохновенно обыгрывающая и кино европейское.

Сюжет этой картины, право, не стоит пересказывать: балаган (а здесь - прав М. Иванов, автор маленькой рецензии в "Видеогиде" - именно балаган на "прекрасном голубом Дунае") он и есть балаган, в нем надо или участвовать, или, на худой конец, соучаствовать. Балаган предполагает изобилие штампов, лихое веселье, животный хохот, хэппи энд и тому подобное. Кустурица все это даже и с лихвой, с калейдоскопической скоростью в своей картине и наворачивает, старательно упрятывая тайный смысл - печальную улыбку мудреца - в головоломные перипетии, связанные с нашей вечной славянской житейской нищетой и вечным же блеском выдумки, на которую, все знают, именно голь-то и хитра, не забывая и про любовь, обязательно рифмующуюся с кровью, возвращая знакомых персонажей и актеров из собственных прежних фильмов, оживляя мертвецов, плодя бесконечных двойников, под конец отправляя "хороших" в загс, а "плохих", тех, "кто есть who", как сказал один наш президент, "моча в сортирах", в точном соответствии с тем, как выразился недавно другой отечественный сочинитель афоризмов.

Фильм блестящий, мажорный, смешной, эротичный, тонкий и одновременно доступный зрителю любого уровня, фильм, конечно, пародийный, однако сделанный прежде всего для нормального человека, то есть для не для критика, а для зрителя, погружающегося на два часа в художественный мир с головой и не склонного выискивать намеки да отсылки, а просто всей душой радующегося или печалующегося вместе с персонажами рассказываемой истории. А намеков, отсылок, просто цитат в картине множество. Больше того, есть блестящий эпизод, перенесенный в новую картину Кустурицы из старого романа Ремарка "Черный обелиск". Это поразившая и позабавившая в детстве и вашего рецензента сцена вытаскивания гвоздей из доски, осуществляемых красоткой необъятных габаритов посредством напряжения анальных мускулов. Намек, вероятно, в том, что ремарковская фрау заработывала таким образом себе на хлеб в голодные 20-е годы, а цыгане да славяне - всегда.

В целом же фильм по духу совершенно феллиниевский, с феллиниевским же символом - атлантическим лайнером, являющим зачарованным аборигенам "иную жизнь и берег дальний", но здесь в итоге подбирающим прошедших тысячи испытаний юных любовников на борт, то бишь неожиданно срабатывающим в качестве доброго деда-волшебника.

Если "Черная кошка, белый кот" - действительно прощание Кустурицы с кинематографом, тогда тем более надо отдать должное великолепному режиссеру: прощание получилось на славу, стало восклицательным знаком в конце короткого, яркого, озаренного подлинной гениальностью и редчайшим в искусстве жизнелюбием, творческого пути большого мастера из маленькой несчастной европейской страны. А на самом ли деле ушел он из искусства, подобно тому, как в свое время сделал это бесповоротно Артюр Рембо, покажет будущее. Спасибо тебе, Эмир!

Рецензия: В. Распопин