Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





СОКРОВИЩА СЬЕРРА-МАДРЕ

вестерн
Продолжительность: 121
США 1947
Режиссер: Джон Хьюстон
Продюсер: Г. Бланк
Сценарий: Джон Хьюстон (по роману Б. Травена)
В ролях: Х. Богарт, У. Хьюстон, Т. Холт, Б. Беннет, А. Маклейн, А. Бедойя и др.
Музыка: Мак Штейнер
Оператор: Т. Мокорданек


18.11.2002

Драматический вестерн, голливудская классика, фильм Джона Хьюстона, отмеченный "Оскаром", снят по сверхпопулярному роману таинственного Б. Травена (никто, кажется, до сих пор толком не знает, что означает этот инициал "Б.", какова настоящая фамилия автора, скрывшегося за псевдонимом "Травен", участвовал ли он сам в полных опасностей приключениях, описанных им в нескольких приключенческих романах, или выдумал все за письменным столом) сразу после окончания второй мировой войны, весьма напоминает чаплиновскую "Золотую лихорадку" и, думается, оказал влияние на эстетику Куросавы, во всяком случае, на такие его картины, как "Семь самураев" и "Расёмон".

"Сокровища Сьерра-Мадре" - жесткая мужская история про несладкую парочку американских безработных, сперва побиравшихся и безуспешно искавших поденную работу в Мексике, а затем случайно выигравших небольшую сумму в лотерею, познакомившихся с пожилым бродягой, на деле оказавшимся умницей и профессионалом в любой работе, и уже втроем рванувших за "золотой птицей" в горы. Естественно, им противостоят бандиты и власти, одинаково не церемонящиеся с малочисленными смельчаками; естественно, не все гладко и в их собственном стане. Золото они находят, но для того чтобы добыть его, им приходится приложить все свои силы и старания. Еще же больше сил и стараний прикладывает они, чтобы добытое удержать, но увы... Впрочем, неожиданное финальное фиаско, как и почти все перипетии этой истории, в духе, близком к творчеству О. Генри, оборачивается не менее неожиданной и вполне оптимистической стороной и для тех из персонажей, кто выжил, и для нас, зрителей.

Драматургия картины очень хороша (и здесь заслуга прежде всего, разумеется, Джона Хьюстона, сумевшего создать картину, не только не уступающую роману, но, пожалуй, кое в чем его и превосходящую), сюжет изобилует неожиданными поворотами, персонажи даны в психологическом развитии. Те из них, что казались поначалу непервостепенными, к финалу раскрываются как люди сильные духом и внутренне глубоко порядочные; главный же герой, отлично сыгранный Хамфри Богартом, поддается "золотой лихорадке", теряет от жадности рассудок, пытается убить своего напарника и в конце концов погибает сам. А гибель главного героя, как вы понимаете, для Голливуда редкость.

Вообще, "Сокровища Сьерра-Мадре" - из тех редких лент, что "made in USA" лишь по внешности, а на самом деле содержат "кукиш в кармане". Тем, главным образом, и интересны, потому и заслуженно стали со временем классикой Голливуда.

Рецензия: В. Распопин