комедия Продолжительность: 87 США 1934 Режиссер: Говард Хоукс Продюсер: Дж. Эббот, Ф. Даннинг Сценарий: Б. Хехт, Ч. Макартур (по пьесе Ч.Б. Милхолланда "Наполеон Бродвея") В ролях: Дж. Бэрримор, К. Ломбард, У. Коннелли, Ф.
Карнс, Р. Форбс, К. Левинсон, Э. Жирардо и др. Музыка: Оператор: Дж. Огуст
25.11.2002
Суматошный бродвейский спектакль - сатира на театральные нравы.
Вероятно, картина сохранила и даже приумножила суматоху постановки, но и
утратила обаяние живого контакта актеров со зрителями. Как-то при всем
обилии хохмовых ситуаций и гэгов, при полном серьезе подтекста,
рассказываемая история отстранена от смотрящих, исполнители же, даже и
замечательный Дж. Бэрримор, далеки от нас, а ситуации требуют особо
пристального внимания, как будто мы рассматриваем их в перевернутый
бинокль.
По содержанию это фарс о львином темпераменте преуспевающего
режиссера и продюсера, ставящего популярные спектакли, нетерпимого в
быту, меняющего актрис, как перчатки, и зажигающего звезды одну за
другой. Как то обычно и бывает - до поры.
Такая пора является ему в лице капризногубой блондинки, из которой
он, разумеется, легко делает театральную звезду первой величины. Пора
внимания и обожания, ухаживания и постельных утех, однако, быстро
сменяется равнодушием, скандалами и бегством блондинки в Голливуд, где
она делает триумфальную карьеру. Он же, утратив любимицу публики,
сталкивается с ситуацией, в которой не был с ранней юности: его факел
уже не способен зажечь новую звезду. А может, он просто состарился, и
его творчество уже не соответствует запросам публики. Во всяком случае,
зритель уходит из театра, а вслед за ним и деньги уплывают из банка.
Растерявший славу и удачу режиссер, в сопровождении самых верных
своих конфидентов едет в провинцию в экспрессе с символическим названием
"ХХ век", дабы, возможно, отыскать в глубинке "синюю птицу" последней
удачи и неожиданно обнаруживает в соседнем купе ту, что разрушила его
жизнь и судьбу.
Фильм хорош, хоть, как уже сказано выше, излишне суматошен. Он
следует как бы в фарватере комедий, проложенных чаплиновско-китоновским
дредноутом "великого немого", где гэг единолично решает любые
драматургические задачи и способен не только насмешить, но и заставить
задуматься. Это такой нон-стоп ежесекундо, как дождевые пузыри в луже,
порождаемых старческой амбициозностью и артистическим самомнением
нелепостей и капризов. Все окружающие главных героев им под стать:
ленивые охранники, жизнь просиживающие за картами и виски, забывая
зарядить пистолеты, чокнутые попутчики, воображающие себя миллиардерами
и заставляющие всех поверить в очевидные небылицы, сам поезд "ХХ век",
мчащийся из ниоткуда в никуда - в погоне, в погоне, в погоне за именем,
состоянием, популярностью, славой. А зачем все это, если утрачено
главное - способность остановиться, оглянуться, подумать о ближнем?
"Безумный мир", "жестокий век"... Так-то оно так, конечно, да
только и мир, и век делаем мы сами. У каждого из нас есть выбор: любовь
или слава, служение или похоть. Люди ХХ века и герои "ХХ века" - белки в
чертовом колесе - выбрали славу и погоню за фантомами похоти. А что
выберем мы? И в этом смысле "ХХ век" Говарда Хоукса - не просто комедия,
но и фильм-предупреждение, даже, если угодно, фильм-катастрофа.