Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ОГНИ РАМПЫ

трагикомедия
Продолжительность: 137
США 1952
Режиссер: Чарлз Спенсер Чаплин
Продюсер: Чарлз Спенсер Чаплин
Сценарий: Чарлз Спенсер Чаплин
В ролях: Чарли Чаплин, Клер Блюм, Сидни Чаплин-мл., Марджори Беннет, Уиллер Драйден, Найджел Брюс, Бастер Китон, Норман Ллойд, Мелисса Хейден, Чарли Чаплин-мл., Эдна Первиенс и др.
Музыка: Чарлз Спенсер Чаплин
Оператор: Карл Струсс, Роланд Тотеро


02.12.2002

"Огни рампы" - предпоследний фильм Чаплина и настоящий шедевр. Он знаменовал собой также прощание гения с Америкой: затравленный "охотниками на ведьм", артист вынужден был уехать в Европу, и премьера картины состоялась на родине Чаплина, в Англии.

"Огни рампы" в каком-то смысле и творческое завещание мастера. Продоложая, развивая и расширяя жанровые рамки печальной комедии "Огни большого города", переводя сюжет в область лирической, светлой трагедии, эта в немалой степени автобиографичная история, начинается титром "Рассказ о балерине и клоуне" и повествует о жизни, любви и смерти, иначе говоря - о судьбе артиста.

Действие фильма протекает в годы первой мировой войны, в Англии, и тем самым Чаплин как бы отдает долг неласковой родине, которую вынужден был покинуть в ранней молодости. Однако сама по себе война практически в картине не отражена, не о ней речь. Не о пушках, но о музах поет артист свою лебединую песнь.

Фабула "Огней рампы" коротко такова: старый, пьющий, некогда знаменитый, а ныне растерявший чувство юмора и утративший популярность клоун Кальверо, спасает от смерти свою соседку по меблированным комнатам - вознамерившуюся покончить жизнь самоубийством юную красавицу балерину Терри. После попытки суицида девушка временно утратила способность передвигаться, и Кальверо, бросив пить, отказывая себе во всем, даже продав единственное свое достояние - скрипку, всеми силами стремится возвратить ей здоровье, силу духа и любовь к жизни. В конце концов ему это удается, и Терри, действительно талантливая балерина, становится знаменитой артисткой. Сам же герой, увы, вернуться на сцену так и не может - его время ушло безвозвратно. И даже финальный триумф, прощальный бенефис клоуна, завершающийся его смертью на сцене (так, как умер король комедии Мольер), триумф, во многом подготовленный благодарной и беззаветно любящей старика Терри, не может обмануть мудрого художника, пусть даже он "сам обманываться рад".

Разумеется, в фильме немало других сюжетных линий, конечно же, он не только о противостоянии жизни и смерти, жизнелюбия и отчаяния, но и о любви, горькой, невозможной, трагической и в то же время настоящей, светлой и прекрасной, однако все же истинная его тема - именно судьба артиста вообще и, в частности, судьба автора.

""Огни рампы", - говорил вскоре после их премьеры один из крупнейших деятелей итальянского неореализма Витторио Де Сика в беседе с корреспондентом журнала "В защиту мира", - замечательный фильм, поставленный в совершенно новом духе... Это... фильм печальный и страшный, и вместе с тем сколько в нем теплоты и светлой гуманности!" (здесь и далее цит. по изд.: А. Кукаркин. Чарли Чаплин. М., 1960. С. 252).

Теплоту эту рождает главным образом любовь, истинная и невозможная, любовь-благодарность девушки к старику, и почти совершенно отеческая любовь старого артиста к его ученице и духовной дочери. Кроме этой любви, есть в картине и другая любовь - героини и молодого талантливого композитора, открытая и постоянная - с его стороны, с ее - тайная, глубоко спрятанная, как бы запрещаемая девушкой самой себе. Но еще ведь здесь есть и другая любовь, самая главная, - любовь всех сторон "треугольника" к сцене, искусству, единственному и главному делу жизни.

Такое изобилие любви придает картине некую мелодраматичность, ничуть, однако, не снижающую ее высокой трагедийности. А последняя несомненна и явлена всей сутью драматургии и каждым аксессуаром ленты, прежде всего потрясающей мощью актерского мастерства Чаплина. Его Кальверо - это, разумеется, он сам, но именно Чарльз Спенсер Чаплин, а не Чарли, хотя и от Чарли в этом образе немало - смех сквозь слезы, неиссякаемый оптимизм вопреки всему, даже и самой смерти. И все же, все же Кальверо - не Чарли. С одной стороны, он "противопоставляет пессимизму девушки оптимистическую философию жизни, глубокую убежденность в том, что "бороться за счастье - это прекрасно!"" (С. 254), с другой - оптимизм этот трагический, ведь "образ героя... - приниженный и возвышенный, воплощение человеческого достоинства, испившего до дна чашу унижения и вновь обретшего себя только в жертвенном героизме" (С. 263).

Добавлю, что указанный А. Кукаркиным жертвенный героизм - не что иное как исполненный естественного житейского драматизма отказ глубоко порядочного человека воспользоваться пусть и искренним, но вряд ли, по зрелому размышлению, сулящим безоблачное счастье, предложением умеющей быть благодарной, порядочной девушки, по возрасту годящейся ему даже не в дочки, а скорее во внучки.

И еще договорю то, что советскому исследователю в 1960-м году сказать было нельзя. В "Огнях рампы" в равных долях присутствуют и оптимизм, и пессимизм (Кальверо и Терри как бы заражаются этими свойствами друг от друга, порой делаясь зеркальными отражениями свойств партнера, в чем-то даже и двойниками, а к финалу возвышаются от просто хороших и несчастных людей до истинных героев), жизнелюбие аполлонического по типу художника и неизбежное для мудреца и уходящего артиста понимание обреченности, экзистенциальный трагизм. Собственно говоря, именно это сочетание противоположностей и порождает драматургическую насыщенность ленты, делает весьма продолжительный фильм захватывающим зрелищем и в завершение вызывает у зрителя подлинный катарсис.

Только что отплясав, отшутив, откомиковав в последнем спектакле на пару с таким же, как он сам, безработным стариком-клоуном (Бастер Китон) свой "прощальный поклон", Кальваро внезапно (нет, не внезапно - закономерно, завершая смертью артиста жизнь художника) умирает, застывая телом и взглядом, наполненным гордостью, печалью и любовью, успевая проститься с миром, возлюбленной и нами, зрителями, легчайшим, благословляющим жестом руки: прощайте!

Уходит Кальваро, но Чаплин еще не уходит (через пять лет после "Огней рампы" он снимет "Короля в Нью-Йорке"). Он готовится уйти, репетирует уход. И эта величайшая генеральная репетиция в глазах всех новых поколений будет выглядеть именно так - Уходом.

"Хотя кинематографическая поэма о богатстве и красоте человеческой души, о любви к окружающим людям и самопожертвовании достигает чистоты и цельности высокого музыкального тона, Чаплин-драматург, режиссер и актер сумел вместе с тем раскрыть в ней чуть ли не все многообразие своего репертуарного регистра. Он вливает в единый поток различные начала драмы и арлекинады, трагедии и цирковой буффонады, балета и эксцентрической комедии, поэзии и пантомимы. Ни один фильм еще не демонстрировал с такой наглядностью, настолько синтетично, "гибридно" чаплиновское искусство. Ибо оно в этой кинодраме уже ЦЕЛИКОМ соткано из тех самых контрастов, на которых столь часто строил свою исполнительскую технику Чаплин-комик" (С. 261).

Это так. Чаплин - художник не просто великий. Величайший. Никто и никогда больше не повторил его достижений во всей их амплитуде. Феллини и Бергман достойны его как режиссеры, авторы. Китон, быть может, не хуже как актер. Но такого размаха и разнообразия дарований, в "Огнях рампы" явленных в потрясающем душу, сокрушающем саму мысль о возможной критике единстве, ни до Чаплина, ни после него в кинематографе не было. И, надо полагать, не будет.

Рецензия: В. Распопин