комическая мелодрама Продолжительность: 94 Италия 1950 Режиссер: Альберто Латтуада, Федерико Феллини Продюсер: Бьянка Латтуада, Марио Инграми Сценарий: Федерико Феллини, Туллио Пинелли, Альберто Латтуада В ролях: Пеппино де Фелиппе, Карла дель Поджио, Джульетта
Мазина, Джон Китцмиллер, Данте Маджино и др. Музыка: Феличе Латтуада Оператор: Отелло Мартелли
09.12.2002
Первый фильм одного из крупнейших в истории кинематографа
режиссеров Федерико Феллини. Однако истинным его дебютом считается
следующая картина, "Белый шейх". Причина в том, что в "Огни варьете"
молодой, но уже известный в мире кино сценарист, гэгмен, исполнитель
небольших ролей, сотрудничавший с многими представителями
неореалистической школы (Р. Росселлини, П. Джерми, Л. Коменчини, М.
Матолли и др.) Феллини был приглашен в качестве ассистента режиссера,
как то уже было пятилетием раньше в знаменитейшей, стартовой для
направления ленте Роберто Росселлини "Рим - открытый город".
Опытный режиссер Альберто Латтуада, ранее тоже уже работавший с
Феллини, создал собственную студию, единственным предприятием которой и
оказалась картина "Огни варьете". Участие Феллини быстро вышло за
пределы обязанностей сценариста и ассистента режиссера: ""Огни варьете"
я задумал и почувствовал как свой собственный фильм. В нем были
воспоминания, подлинные и придуманные, о тех временах, когда я разъезжал
по Италии с группой эстрадных артистов. Это были первые кинозарисовки
той итальянской провинции, которую я увидел когда-то из окон вагона
третьего класса или из-за кулис жалких театриков в крошечных селениях,
расположенных высоко в горах или тонувших в густой зелени долин", -
рассказывал впоследствии классик. (Здесь и далее цититируется изд.: Е.
Шальнева. Федерико Феллини. Ростов н/Д, 1999. "Сер. "Мужчина - миф".)
В общем, Латтуада просто не мог не предложить ему стать вторым
режиссером, ведь Феллини написал большую часть сценария, участвовал во
всех пробах и выборе актеров, несомненно оказывал влияние и на
постановочную часть, что явствует из самой тональности картины, в
которой смех и печаль, неиссякаемая любовь к жизни, представляемой как
трагикомедия, а равно многие положения и типажи - совершенно
феллиниевские, мало изменившиеся в дальнейшем его творчестве.
"Огни варьете" - комическая, музыкальная и немножко сентиментальная
история о провинциальной труппе, кочующей по итальянским местечкам и
кое-как перебивающейся с хлеба на воду. Артисты из них, за исключением
подруги главного героя (эту роль второго плана замечательно исполняет
жена Феллини, в дальнейшем его постоянная актриса и муза - Джульетта
Мазина), стареющего бабника, воображающего себя режиссером,
антрепренером и творческим лидером звездного ансамбля, никакие. Впрочем,
и публика, перед которой они выступают в протекающих сараях, очевидно
нетребовательная. В труппе есть и фокусники, и акробаты, но зритель
приветствует только толстозадый кордебалет, в который всеми силами
пытается проникнуть с улицы длинноногая, темноволосая и совершенно
бездарная красотка. Однажды ей это удается, и, на первом же выступлении
неожиданного потеряв юбку, она срывает овации. Сделавшись поэтому примой
и совратив главного героя, она тащит труппу в столичный город, где
надеется найти богатого покровителя, который поможет ей пробиться в
звезды.
Красотка своего добивается, оставляя на бобах и влюбленного в нее
героя, и принявшую ее в свои ряды труппу комедиантов. Герой пытается
сколотить новую команду, отыскивая на римских улицах талантливых
самородков, но, казалось бы, пошедшее в гору дело, в конце концов терпит
фиаско.
И вновь старая труппа едет в ночь в бултыхающемся поезде, а милая
головка Мазины покоится на плече возвращенного любовника, и вновь в
вагоне появляется длинноногая красотка, на сей раз белокурая, и вновь
окончательно вроде бы смирившийся с возвращением в лоно старой семьи
герой оживляется...
В прокате картина, можно сказать, провалилась, но, по-видимому,
вкупе с последующей лентой Феллини, "Белый шейх", тоже не принесшей
режиссеру лавров, сделала важное дело - приучила зрителя к необычной для
неореализма эстетике яркого автора, не вписывающегося в каноны школы, к
его своеобразному юмору, оттеняющему (точнее противопоставленному
сознательно) общую, очень даже серьезную, тематику кинематографа
великого Федерико. Он, собственно, потому и велик, что способен был
засмеяться (и рассмешить нас) в самый неподходящий момент. Или,
наоборот, - увидеть и показать в смешном трагическое.
Жаль нам, или не жаль лысоватого бабника, безнадежно увлекшегося
настырной красоткой. Сначала - нет, потом, когда всё у него вываливается
из рук, - жаль. Так - жалостью - и закончил бы картину любой другой
режиссер. Только не Феллини. И нам - что, уже не жаль героя, вновь
"сделавшего стойку" в сторону очередной красотки, мгновенно забыв о
рядом сидящей и все простившей жене? Да нет, жаль, но вместе с тем -
вместе с ним - и мы, пожалуй, тоже "стойку делаем", ведь жизнь
продолжается. Жизнь, как бы ни была она трудна и печальна, все-таки
прекрасна.
Пыльная дорога, по которой бредут пешком, едут в перегруженном
шарабане или в общем вагоне поезда никому не нужные, да и не очень
талантливые артисты, дорога, предлагающая им встречи с простыми людьми
непритязательных вкусов, или с богатыми и сластолюбивыми буржуа,
предлагающими голодным ужин и ночевку взамен за самых красивых женщин,
дорога, ведущая из ниоткуда в никуда, из рождения в неизбежность,
словом, дорога жизни-судьбы (так, "Дорогой", и назовет Феллини один из
лучших своих фильмов) с самого начала становится главной темой
режиссера. И этой теме, по сути своей трагикомической, как трагикомична
наша жизнь со всеми ее "трудами и днями" добывания на хлеб насущный,
"ужимками и прыжками" бесконечных влюбленностей, обретениями и утратами,
смехом и слезами и смехом сквозь слезы, - теме этой останется Феллини
верным на всем протяжении своей Дороги - великолепног и великого
творческого пути, начавшегося в варьете и там же, в общем-то, и
завершившегося.