комедия Продолжительность: 84 Италия 1951 Режиссер: Федерико Феллини Продюсер: Луиджи Роверо Сценарий: Федерико Феллини, Туллио Пинелли, Эннио Флайяно, Микеланджело Антониони В ролях: Брунелла Бова,
Леопольдо Триесте, Альберто Сорди, Джульетта Мазина, Эрнесто Альмаринти,
Джина Машетти, Анна Примула и др. Музыка: Нино Рота Оператор: Артуро Галлеа
09.12.2002
История создания комедии "Белый Шейх" - первой самостоятельной
режиссерской работы Феллини - сама по себе довольно забавна и отражает
типичную, в общем, ситуацию для послевоенного европейского
кинематографа, в частности, итальянского неореализма. Молодой, известный
тогда только как документалист, собственной темы, похоже, еще не
обретший Микеланджело Антониони продал продюсеру Карло Понти сюжет
документальной ленты про мир сверхпопулярных тогда в Италии комиксов.
Каковы были именно те комиксы, наверное, можно представить себе,
взглянув на любой современный и сопоставив его с известным эпизодом из
фильма Никиты Михалкова "Раба любви". Помните: "...медленно и страшно
наползают янычары"? Так вот - до замирания сердца у потребителей этих
журнальчиков и наползали они с цветастых страниц и белых экранов. Кстати
сказать, есть в "Белом шейхе" эпизод про "наползающих янычаров", чуть не
буквально перенесенный Никитой Сергеевичем в свой ранний (и несомненно
один из лучших отчественных) фильм.
Но вернемся к сюжету Антониони. Автору, разумеется, хотелось
увидеть его на экране, но сам он, вероятно, не чувствовал готовности или
возможности этот проект литературно прорабатывать (а, может, и в самой
идее сомневался будущий певец и классик экзистенциального отчуждения),
отчего и предложил уже известным молодым сценаристам Феллини и Пинелли
написать сценарий. Они написали. Антониони, однако, написанное не
понравилось. "Он слушал, молча кивал головой - в общем, сомневался, и в
результате отказался снимать этот фильм" (здесь и далее цит. по: Е.
Шальнева. Федерико Феллини. Ростов н/Д: Феникс, 1999. Сер.
"Мужчина-миф". С. 86 - 96). Кому идея не давала покоя дальше - Антониони
или сценаристам - можно только предполагать, факт же в том, что некто
Мамбронио выкупил сюжет у Понти и передал готовый сценарий в руки
Латтуаде. Тот тоже, видимо, особым желанием не горел, рукопись долго
переходила из рук в руки, пока не попала к продюсеру Роверо. "Ему и
удалось убедить Феллини сделать этот фильм самому".
О работе над первым своим фильмом великий Федерико впоследствии
вспоминал следующее: "Я был очень возбужден, приступая к постановке...
Совершенно напрасно <...> работа над фильмом проходила исключительно
спокойно. Но на меня еще никогда не ложилась такая огромная
ответственность, и я не знал, как с этим справлюсь... Я отвечал за все,
в отличие от предыдущего фильма, где в любой момент мог найти защиту у
анонимного сообщества сценаристов и помощников режиссера. Что будет,
если у меня ничего не получится и я разочарую всех, кто мне доверяет?"
Забегая вперед, скажем, что "Белый Шейх" особенно никого не
разочаровал, но и лавров своим создателям не принес. Подобно "Огням
варьете", он работал на Феллини впрок, послужил трамплином для одного из
высочайших взлетов в истории мирового кино. Долгий разбег был у маэстро,
но зато и полет был прекрасным.
Итак, "Белый Шейх", "скверный анекдот" (почти что в духе
Достоевского) о том, как провинциальные молодожены приехали в Рим, чтобы
представить молодую зажиточным родственникам мужа и предстать пред Папой
для благословения, и о конфузе, который из этих благих намерений вышел.
Совершенно закомплексованный герой картины, едва войдя в номер
отеля, ложится отдохнуть прямо как был - в шляпе (шляпа - его
непременный атрибут, шляпа - его отличительный признак, явный и тайный
знак принадлежности к хорошему обществу), принося в жертву жене ванну.
Та пускает во весь напор горячую воду и тайком куда-то убегает. Куда?
Эта дурочка, оказывается, по уши и, естественно, заочно влюблена в героя
комикса по прозванию "Белый Шейх", нарисовала его портрет и теперь
мечтает вручить принцу в собственные руки. Принцем, разумеется,
оказывается сногсшибательный голливудский суперстар Рудольфо Валентино.
За отсутствием в 1951 г. названного в живых, роль "белого шейха"
исполняет начинающий суперстар же итальянского кино, на ту пору еще
почти никому не известный Альберто Сорди.
Шейх-Валентино-Сорди, увидев обезумевшую красотку, не будь дураком,
подхватывает ее под микитки, усаживает рядом в грузовик и увозит на
съемки. Находясь от близости маскулинного с виду кумира и будучи во
власти его самовлюбленных разглагольствований на тему "какой я хороший и
вообще единственный" в полной прострации, дамочка млеет и ни черта не
соображает - ни где она, ни что с ней - добрую половину картины, ровно
до той минуты, когда на берег моря, где должна была сниматься очередная
серия фотографий про белого шейха (существовали, оказывается, и такие
комиксы, где вместо рисунков использовались фотографии) и откуда знойный
красавец увез героиню покататься на лодке (ага, покататься он ее повез,
так мы ему и поверили!), когда, говорю, на берег моря, к которому
озлившийся, и унылый, потому что не солоно хлебал, шейх возвратил
нетронутую провинциалку, когда... В общем, жена приехала. Крутая, доложу
вам, особа.
Тут-то и пошли в дело кулаки и каблуки настоящей римлянки, не по
приглядке знающей истинную цену маскулинности виртуального витязя.
Тут-то и прочухалась бедная дурочка, и, глянув на закатывающееся солнце,
вспомнила сразу и про мужа в шляпе, и про горячую воду в гостинице, и
про родственников, и про Папу - да не своего, а вообще римского.
А муж между тем... Ну а вы, даже не обладая южным темпераментом, не
будучи мещанином до мозга костей, даже и предпочитая шляпе, например,
тюбетейку или вообще лысину, вы бы, проснувшись оттого, что задыхаетесь
в парУ, а в дверь и стены вашего номера колотят кулаками разъяренные
соседи и прислуга, вы бы, обнаружив себя стоящим по колено в воде,
представив невесть что и с воплем "Утонула, милая!" ворвавшись в ванную
и не обнаружив там ни милой, ни утопленницы, - вообще НИ-КО-ГО, вы бы,
глянув на часы и ужаснувшись: встреча с родственниками уже полчаса как
началась, вы бы, прорвавшись сквозь строй любопытствующих, получив
сообщение от портье, что синьора удалились, испросив, где находится
такая-то улица, вы бы, пробежав как сумасшедший по полуденной жаре
несколько сот метров, отыскав улицу и не нашед на ней искомой супруги,
вы бы, интересно, что делали?
А правильно - помаялись бы сомнениями, полелеяли честолюбие... и
обратились в полицию. И уж там с совершенно серьезным видом над вами (и
над вашей шляпой) уж так бы посмеялись!..
О том, как добирается на перекладных с побережья до вечного города
(Рим - взгляните на карту - расположен отнюдь не морском песочке)
Маруся, как ее несчастный в шляпе изнывает и мечется далее между страхом
за жену, ненавистью к ней и любовью, между желанием все-все-все
расказать и столько же скрыть от недоумевающих, вполне приличных
родственников-буржуа, как, спровадив наконец уже затемно ораву жаждущих
познакомиться с новым членом семьи, сидит он, бедный, у фонтана, плача и
вытирая пот с головы и подкладки шляпы, сидит, покуда не вызовет
сочувствия у двух славных ночных бабочек, одна из которых (великолепная
Кабирия Джульетты Мазины) утешит его словом, а другая затем и телом... О
том я рассказывать не стану, как не стану рассказывать и о том, каков
конец этой замечательной комедии - фильм хоть и очень старый, но вовсе
не недоступный. Посмотрите непременно. Это, конечно, не "Ночи Кабирии" и
не "Амаркорд", но тем не менее мастерская работа, можно сказать - вполне
классическая.
Фильм интересен еще и потому, что проявил, как мне кажется, все
основные принципы и особенности кинематографа Феллини. Он одновременно в
меру неореалистичен, ибо рассказывает вполне народную, хоть и городскую,
историю. Он сделан совершенно по-феллиниевски - нахально иллюзорно,
поскольку непосредственно в потемках павильона автор конструирует с
помощью картинкок и прочих подручных средств и лиц самое настоящее море,
солнце, верблюдов и сказанных янычаров. В то же время неореалистический
"...Шейх" как бы и не укладывается в рамки направления - так же, как не
укладывались в господствующую школу, например, ранние повести
Достоевского или лирика второй книги Блока. "Белый Шейх" отчетливо
свидетельствует: социальность социальностью, на больше-то всего Феллини
интересует внутренний мир человека. И что любопытней всего - не
писателя, не мыслителя, не интеллигента, а простого, ничем не
примечательного, даже и не очень-то хорошего человека. Более того, уже в
этом фильме-анекдоте полностью проявился тип художнической личности
самого Феллини, прозвучал его неповторимый, единственный в своем роде
смех сквозь слезы, здесь - поскольку это комедия - смех сквозь слезы
конфуза.
Роль мужа в "Белом шейхе" замечательно, очень точно и скупо сыграл
непрофессиональный актер, драматург Леопольдо Триесте, музыку к нему
сочинил неподражаемый Нино Рота, тот самый, чьи пронзительные мелодии
звучат в наших домах и сегодня, а мы и не всегда помним, откуда они: из
картин Феллини, или "Крестного отца" Копполы...
О первом появлении здесь знаковой для мирового кинематографа
Кабирии я уже говорил, как говорил и о дебюте в большом кино Альберто
Сорди. Фрагментом из его воспоминаний и завершу эссе: "Теперь повсюду
говорят об успехе "Белого Шейха". Но у него не было успеха! Быть может,
он опередил свое время. Во всяком случае, и мне, и Федерико он обошелся
довольно дорого, потому что все продюсеры решили, что мы не сможем
преуспеть в кино.
Мы очень долго были без работы. Потом Федерико нашел мелкого
продюсера... [и] пригласил меня. Все испугались, потому что опять мы
были вместе... И мы сняли фильм "Маменькины сынки". Вот это был
настоящий успех для нас обоих".