Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ЦИРК (Ч. ЧАПЛИН)

грустная комедия
Продолжительность: 71
США 1927
Режиссер: Чарлз Спенсер Чаплин
Продюсер: Чарлз Спенсер Чаплин
Сценарий: Чарлз Спенсер Чаплин
В ролях: Чарли Чаплин, Аллан Гарсиа, Мирна Кеннеди, Гарри Крокер, Стенли Сенфорд, Джон Ренд, Генри Бергман, Брагицци и др.
Музыка: Чарлз Спенсер Чаплин
Оператор: Роланд Тотеро, Джек Уилсон и Марк Марклат


09.12.2002

Чаплин - гений, бог кинематографа, я об этом уж не раз говорил, но и не повторяться невозможно. Он, как наш Пушкин, все сказал, ничего не оставил без внимания, причем задолго до того, как те или иные темы получили подробную разработку в творчестве последующих художников. "И лучше, кажется..." То же и с "Цирком", породившим длиннющую череду продолжений от Александрова до Феллини, Бергмана и "дальше, дальше, дальше".

Сюжет картины, как всегда у Чаплина, прост и безмерен, то есть вмещает в себя множество жанров - от фарса до философской драмы - и столько же отсылок - от Гонкуров до вряд ли ведомого англо-американскому режиссеру нашего Куприна. Иными словами - всю жизнь, на примере того, как она отражается в цирке и в "Цирке": от первого появления самовластного его директора в усах и с хлыстым до завершающего печального, но вовсе не безнадежного и даже вдруг с пируэтом ("...о ножку резвой ножкой бьет") ухода маленького бродяги, ухода из одного фильма в другой, из этой несостоявшейся любви в, наверное же, когда-нибудь да состоящуюся. А покуда - просто ухода вдаль по дороге, ведущей "в сторону не заходящего, а восходящего солнца" (здесь и далее цит. по: А. Кукаркин. Чарли Чаплин. М.: Искусство, 1960. С. 100).

Чаплин снимал "Цирк" сразу вслед за "Золотой лихорадкой", самым, наверное, известным, всегда популярным и классическим его фильмом, за "лирической, беспредельно изящной и художественной завершенной комедией" - "очень смешную, но невеселую комедию" (С. 129), несмотря на суматоху, беготню, клоунаду, в ней, казалось бы, царящие. Здесь его маленький бродяга-безработный, спасаясь от полиции, случайно забегает в шапито, прямо на арену, где группа клоунов тщетно пытается рассмешить зрителей, и неожиданно вызывает прилив хохота и шквал аплодисментов. Жадный самодур директор пользуется тем, что Чарли не понимает ситуации, нанимает его за гроши на работу и выкачивает из смешного человечка в котелке все возможное. До поры, правда. Покуда Чарли не влюбляется в угнетаемую директором наездницу, покуда она не открывает ему глаза на происходящее, покуда, наконец, жизнь не вынуждает его кулаками защитить возлюбленную от начальнического хлыста.

Внутри этого основного сюжета рассказывается и мелодраматическая история безответной любви Чарли к той самой наезднице, которая предпочла ему хлыщеватого канатоходца. Любовь героя оказывается настолько велика, что, подобно ростановскому Сирано, он не только совершает немыслимые во имя нее подвиги (например, выполняет ужасающий номер хождения по канату под куполом цирка, совершенно вроде бы не умея этого делать, да еще преодолевает притом внезапную атаку злобных обезьян), но и ведет свою ненаглядную под венец с соперником, после чего примиряет ее с директором, а сам, отвергнув предложение друзей пуститься с их шарабаном в дальнейшее путешествие, как уже было сказано, уходит из этой истории в другую.

Фильм имел большой успех у зрителя, провал "Парижанки" был окончательно преодолен, на экран возвратился маленький бродяга, любимый миллионами, все тот же "инфантильный и вместе с тем умудренный жизнью, наивный и одновременно хитрый, беспомощный и ловкий, восторженный и рассудительный, робкий и дерзкий, незлобивый и мстительный, легкомысленный и деловитый, жалкий и гордый... по-прежнему [бродящий] своей расслабленной утиной походкой по опасным тропам человеческих джунглей" (С. 183), но и уже немного другой, чуть более озлобленный, чуть более печальный, чуть более сатиричный, может быть, реже дерущийся, но если уж вступающий в бой - то не на шутку.

Я уже сказал выше о неиссякаемой плодоносности чаплиновского гения, о безмерной длительности его текстов в мировом искусстве. Приведу в заключение еще один пример. Известнейший, классичней не придумаешь, образцовый для последующего психологического кино, хрестоматийный эпизод с зеркалами из картины Орсона Уэллса "Гражданин Кейн" (1940 г.), в сущности-то, был совсем не нов, а лишь чуть переакцентирован. А новым он был как раз в "Цирке", чаплиновской ленте 1927 года, одной из многих, повествующих о судьбе маленького бродяги. Сказанное нисколько не умаляет ни мастерства, ни новаторства Уэллса, ведь и до Чаплина волшебное стекло миллионы раз использовалось в других видах искусства: "...молвит зеркальце в ответ"...

Рецензия: В. Распопин