триллер Продолжительность: 96 Россия 2002 Режиссер: Роман Прыгунов Продюсер: Михаил Отдельно Сценарий: Павел Руминов В ролях: Ингеборга Дапкунайте, Гоша Куценко, Вячеслав Разбегаев, Оксана
Фандера, Лев Прыгунов, Филипп Янковский и др. Музыка: Константин Смирно Оператор: Джеймс Гуччиардо
23.12.2002
Новый отечественный "черный" детектив, замудрствованный модными
психологизмами до зевоты, и текстом, и подтекстом отсылающий к Хичкоку,
а пуще к его современным голливудским последователям. В то же время
эстетика ленты напоминает скорее современное европейское кино и отчасти
новое русское, разумеется, артхаусное, конечно, цитатное. Цитираются,
кроме хичкоковского "Психо", например, "Синий цвет" Кесльевского -
очевидно; некоторые работы испанских кинематографистов 90-х -
прикровенно; Антониони - всем подтекстом. Сказать что фильм откровенно
скучен, вроде бы, нельзя, но и сказать, что захватывающ - язык не
поворачивается. По задумке картина интересна, потому что наследует
нестандартный, противоречащий главному канону детектива (следователь не
может быть преступником) ход, впервые предложенный, кажется, Агатой
Кристи в романе "Убийство Роджера Экройда", а кроме того, сделана так,
что этот ход не вычисляется достаточно быстро, временами возникает и
саспенс, хоть развитие сюжета замедлено до чрезвычайности.
Действие фильма происходит в зимней Москве, где совершается
несколько жестоких, не мотивированных даже изнасилованием убийств юных
женщин. Главная героиня (И. Дапкунайте) - талантливый биолог, она
работает на крупную частную фармацевтическую фирму, изобрела формулу,
позволяющую изготовить лекарство для успешного лечения женского
бесплодия. Фирма заключила выгодный контракт с партнерами из Германии,
конкуренты, как водится, наступают на пятки, шеф (очевидно из бывших
уголовников) торопит ученых, а героиня с громадным трудом удерживается
на плаву - потому что ее любимый муж буквально за несколько дней до
первого убийства, взбудоражившего город, ушел и не вернулся.
Поддерживают несчастную лишь ближайшая подруга (О. Фандера) да
безответно влюбленный в героиню первый помощник (Ю. Куценко).
Находясь как бы меж сном и явью, сомнамбулический персонаж
Дапкунайте и позирует перед камерой полтора часа совершенно в духе
известных строк Высоцкого: "То разуюсь, то обуюсь, // Сам собой в воде
любуюсь". Это-то самолюбование иной раз и выводит из себя зрителя,
ждущего в нетерпении хоть какого-то развития событий, которых не могут
же заменить три коротких стандартных эпизода, где черная рука,
вооруженная тесаком, однообразно совершает механические, смахивающие на
фрикции скучающего короля порноэкрана, движения "в живот - на воздух".
Что же касается психологизма, то зритель волен вычитать из текста
все что угодно, начиная от трагедийности экзистенциального одиночества и
вплоть до искупления первородного греха в том же экзистенциальном
прочтении, только вряд ли станет этим заниматься: в титрах-то заявлен
триллер, а к психологической криминальной драме мы, простите, не были
готовы. Да и есть ли драма - еще вопрос. Когда в финале "всё заверте..."
(слова Аркадия Аверченко), и холодновато-скучноватая эстетская мозаика
оказалась банальной деревенской окрошкой, запланированный, вероятно,
авторами катарсис обернулся тривиальным вопросом: стоило ли огород
городить?