Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ОДИНОЧЕСТВО КРОВИ

триллер
Продолжительность: 96
Россия 2002
Режиссер: Роман Прыгунов
Продюсер: Михаил Отдельно
Сценарий: Павел Руминов
В ролях: Ингеборга Дапкунайте, Гоша Куценко, Вячеслав Разбегаев, Оксана Фандера, Лев Прыгунов, Филипп Янковский и др.
Музыка: Константин Смирно
Оператор: Джеймс Гуччиардо


23.12.2002

Новый отечественный "черный" детектив, замудрствованный модными психологизмами до зевоты, и текстом, и подтекстом отсылающий к Хичкоку, а пуще к его современным голливудским последователям. В то же время эстетика ленты напоминает скорее современное европейское кино и отчасти новое русское, разумеется, артхаусное, конечно, цитатное. Цитираются, кроме хичкоковского "Психо", например, "Синий цвет" Кесльевского - очевидно; некоторые работы испанских кинематографистов 90-х - прикровенно; Антониони - всем подтекстом. Сказать что фильм откровенно скучен, вроде бы, нельзя, но и сказать, что захватывающ - язык не поворачивается. По задумке картина интересна, потому что наследует нестандартный, противоречащий главному канону детектива (следователь не может быть преступником) ход, впервые предложенный, кажется, Агатой Кристи в романе "Убийство Роджера Экройда", а кроме того, сделана так, что этот ход не вычисляется достаточно быстро, временами возникает и саспенс, хоть развитие сюжета замедлено до чрезвычайности.

Действие фильма происходит в зимней Москве, где совершается несколько жестоких, не мотивированных даже изнасилованием убийств юных женщин. Главная героиня (И. Дапкунайте) - талантливый биолог, она работает на крупную частную фармацевтическую фирму, изобрела формулу, позволяющую изготовить лекарство для успешного лечения женского бесплодия. Фирма заключила выгодный контракт с партнерами из Германии, конкуренты, как водится, наступают на пятки, шеф (очевидно из бывших уголовников) торопит ученых, а героиня с громадным трудом удерживается на плаву - потому что ее любимый муж буквально за несколько дней до первого убийства, взбудоражившего город, ушел и не вернулся. Поддерживают несчастную лишь ближайшая подруга (О. Фандера) да безответно влюбленный в героиню первый помощник (Ю. Куценко).

Находясь как бы меж сном и явью, сомнамбулический персонаж Дапкунайте и позирует перед камерой полтора часа совершенно в духе известных строк Высоцкого: "То разуюсь, то обуюсь, // Сам собой в воде любуюсь". Это-то самолюбование иной раз и выводит из себя зрителя, ждущего в нетерпении хоть какого-то развития событий, которых не могут же заменить три коротких стандартных эпизода, где черная рука, вооруженная тесаком, однообразно совершает механические, смахивающие на фрикции скучающего короля порноэкрана, движения "в живот - на воздух".

Что же касается психологизма, то зритель волен вычитать из текста все что угодно, начиная от трагедийности экзистенциального одиночества и вплоть до искупления первородного греха в том же экзистенциальном прочтении, только вряд ли станет этим заниматься: в титрах-то заявлен триллер, а к психологической криминальной драме мы, простите, не были готовы. Да и есть ли драма - еще вопрос. Когда в финале "всё заверте..." (слова Аркадия Аверченко), и холодновато-скучноватая эстетская мозаика оказалась банальной деревенской окрошкой, запланированный, вероятно, авторами катарсис обернулся тривиальным вопросом: стоило ли огород городить?

Рецензия: В. Распопин