Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ТУМАННЫЕ ЗВЕЗДЫ БОЛЬШОЙ МЕДВЕДИЦЫ

драма
Продолжительность: 90
Италия 1965
Режиссер: Лукино Висконти
Продюсер: Ф. Кристальди
Сценарий: С. Чекки ду Амико, Э. Медиоли, Л. Висконти
В ролях: К. Кардинале, Ж. Сорель, М. Крейг, М. Белль, Р. Риччи и др.
Музыка: Сезара Франка
Оператор: А. Наннуцци


05.01.2003

Этот не лучший фильм классика мирового кинематографа был показан в одну из предновогодних ночей каналом Ren TV. Чем объясняется выбор редакции - сказать затрудняюсь, скорее всего, тем, что, в отличие от большинства картин Висконти, эта в основе своей двусмысленна.

"Туманные звезды..." (название взято из стихотворения Дж. Леопарди) - инцестуальная драма на старую, как мир, тему распада дворянских гнезд.

В основе сюжета - поездка пары молодоженов в провинциальный, разрушающийся итальянский городок с целью посещения родного дома супруги, имущественного раздела и сведения старых счетов. Героиню играет, вероятно, самая статичная красотка европейского кино, Клаудия Кардинале. Играет, как и обычно, невпечатляюще. Почти так же статичны и оба ее партнера, исполняющие роли мужа-американца и брата-любовника. Последний - вылитый Ален Делон, разве что актер чуть более нервный.

Трудно сказать, что двигало Висконти при постановке картины. Есть в ней несколько неразвитых элементов сюжета, как бы намекающих на то, что инцестуальный порок должен был бы не солировать в этой истории, но вместе с прочими грехами человечества очерчивать некую гамму, составляющую трагедию уходящего с исторической сцены аристократизма, но никакого развития эти элементы в законченной повести не имеют.

Перед зрителем - мучения живых мертвецов, заражающих "трупным ядом" все окружающее. Перед зрителем - история пытающейся справиться с временем женщины, которая, в силу своей женской природы, более жизнеспособна, нежели ее брат-смертник, только и находящий силы существовать, либо вспоминая о радостях секса с родной сестрой, либо всеми силами стараясь ее к оным возвратить.

Черно-белый, необычно короткий для Висконти фильм, тем не менее, как обычно, пышен, визуально продуман до мелочей, насыщен классической музыкой, стремится говорить всерьез. Но, увы, не впечатляет. Это не постмодернистский триллер Набокова, где порочная история, хоть и подхлестывает действие, но никак не выпирает в качестве главной. Это как бы такой "Вишневый сад", где помолодевшие Гаев и Раневская бесконечно и мучительно даже не обсуждают, а стремятся обсудить свои антисоциальные отношения. При этом весь город в курсе, только муж героини ничего не может понять, потому как нормальному американцу весь этот инцестуально-обреченно-закатывающийся конфликт и в голову прийти не может.

Ни тени юмора - Висконти есть Висконти, ни тени надежды: на стене висит ружье - им и дело закончится. Голые, в лоб, символы, чуемый запах тления. Как бы софоклов "Эдип", переписанный последним символистом, перед тем, как освободить помещение для футуристических постановок. Запах этот - неизменный аксессуар всего позднего творчества великого режиссера, но нигде он не педалирован так настойчиво, так самоединственно, как в "Туманных звездах...".

Современная критика практически однозначно высказалась о картине нелицеприятно. Сам же Висконти, кажется, что-то находил в этом опусе, во всяком случае, не отзывался о нем, как о провале. Да и мне лично знакомы некоторые поклонники режиссера, отнюдь не считающие этот фильм неудачным. Быть может, маленькая рецензия моя и вызовет их реакцию. Мы с удовольствием опубликовали бы аргументированные возражения.

А я приведу в заключение несколько фрагментов из статей итальянских журналистов, посвященных картине. Все цитаты взяты из книги: Лукино Висконти: Статьи. Свидетельства. Высказывания. М.: Искусство, 1986. С. 172 - 174; 246 - 252.

Критик Марио Вердоне:

"События фильма... разворачиваются в старинной Вольтерре. Очевидно, этот заброшенный, разрушающийся городок привлек Всиконти именно тем, что он выглядит правдоподобной ареной действия, архитектурным контекстом, сообразным тому разлагающемуся миру, изображение которого Висконти сделал темой и "Чувства", и "Леопарда", и - частично "Белых ночей" и чьим певцом он, по-видимому, может выступать с большим правом, чем кто бы то ни было.

Придя от лирической чистоты описательного неореализма ("Земля дрожит") к достойным греческой трагедии страстям ("Рокко и его братья"), Висконти теперь удовлетворяет себя - на этот раз речь идет именно об удловлетворении - возвратом к атмосфере трагедии. С некоторой выспренностью, с барочной и откровенно декадентской тяжеловесностью он воссоздает историю современной Электры при участии прочих основных персонажей "Орестеи"...

Истинную драму составляют отношения между братом и сестрой... но не страдания евреев во время последней войны, которыми отчасти навеян сюжет: данный аспект трагедии, в каковой повинен нацизм, входит в картину несколько неорганично, в виде некого привеска, как политическое обстоятельство, не связанное с истинной темой фильма...

Стремление создать трагедию... здесь увенчивается всего лишь маньеристской драмой, проникнутой культом деталей, самодовлеющих, но не убеждающих".

Критик Аделио Ферреро:

"Бесспорно то, что Висконти никогда не изображает упадок, поражение, закат "старого" с безразличием стороннего наблюдателя, созерцающего с вершин раз навсегда завоеванной истины разложение того, что по справедливости должно исчезнуть. Висконти критически осознает природу упадка и в то же время переживает его как нечто глубоко личное. Отсюда эта повторяющаяся фильм за фильмом ясная и неистовая диалектика причастности и отстраненности, пассивной сострадательности и вынесения приговора, "лиризма" и "объективности"...

Имея это в виду, "Туманные звезды Медведицы" во многих отношениях можно рассматривать как своего рода "Чувство-1965". Перед нами история взаимного уничтожения членов большой провинциальной семьи, в лоне которой за внешней видимостью признанного порядка таятся яды истощения и бациллы безумия, - история, которая разворачивается на идеальном фоне древней Вольтерры, представляющей собою не столько реалистический пейзаж, сколько топографическую метафору чувства и совести...

...в сравнении с "Чувством" здесь нас смущают недостаток внутренней многозначности, "абстрактность" развития мысли, уложенной в некий блок замкнутого принудительного сюжета. Литературные и театральные опосредования многочисленны, но - пусть даже они и претворяются в плоть и кровь персонажей, изолированных в домашнем аду, напоминающем мучительные конфликты "обнаженных масок" Пиранделло, погрязших в горькой путанице правды и лжи, - емкость этих опосредований, их способность вызывать отклик и нести широкий смысл оказывается крайне пониженной...

"Туманные звезды Медведицы..." - это также в значительной мере переложение (в ключе семейной трагедии) биографического и культурного мифа Висконти. Мифа об упадке и смерти как основных и неизменных "формах" существования, составляющих источник боли и объект интеллектуального созерцания".

Завершим высказываниями самого Висконти:

"Это скорее рассказ, чем роман; это новелла... Центральная сцена фильма - момент исповеди, разоблачения... Клаудия не такая большая актриса, она не Анни Жирардо и не Жанно Моро... это существо совершенно иной породы... Клаудия порой производит впечатление некоей статичности, но это потому, что мне было важно полностью использовать то, что идет от ее лица, от ее кожи, от ее глаз, от ее взгляда, от ее улыбки...

"Туманные звезды..." - такой фильм, в котором Я ИЗБЕГАЛ КАКИХ-ЛИБО ВМЕШАТЕЛЬСТВ СО СВОЕЙ СТОРОНЫ, НЕ ХОТЕЛ НИ ВЫРАЖАТЬ СУЖДЕНИЙ, НИ ВВОДИТЬ ПЕРСОНАЖ, ОТВЕЧАЮЩИЙ МОИМ ВЗГЛЯДАМ... (Выделено мною. - В.Р.). Здесь нет никакой надежды... Я следил за моими персонажами и за тем, что они делают, как за чудовищными насекомыми, которых наблюдают с интересом, но не приближаясь к ним".

Суммируем же, прислушиваясь к словам режиссера: великий мыслитель и этик, утратив на время публициста, утратил и нечто более сущностное - художника, говорящего от первого лица. А нам, простым зрителям, все еще надо и, верно, всегда надо будет втолковывать азбучные истины, невзирая ни какие модернистские и эстетские "фи", ибо без проповедника мы до храма не дойдем.

Рецензия: В. Распопин