философско-драматический вестерн Продолжительность: 116 США 1995 Режиссер: Джим Джармуш Продюсер: Деметра Дж. Макбрайт Сценарий: Джим Джармуш В ролях: Джонни Депп,
Джон Харт, Игги Поп, Гэри Фармер, Ланс Хенриксон, Криспин Гловер,
Билли-Боб Торнтон, Альфред Молина, Габриэль Бирн и др. Музыка: Нейл Янг Оператор: Робби Мюллер
05.01.2003
Джим Джармуш - один из десятки голливудских мастеров за всю историю
этого бизнеса в Новом Свете, имеющих понятие о том, что такое искусство
кино. Каждая его работа - поэтический взрыв и одновременно действенный
подкоп под основные голливудские принципы. Как он там уживается - одному
Богу ведомо. Но уживается, а его "Мертвец" даже стал культовым фильмом.
И, думаю, вовсе не потому, что главную роль в нем сыграл культовый актер
Джонни Депп. Последний и сам-то стал культовым именно после выхода
"Мертвеца" на экраны.
По жанру эта история - драматический вестерн, по сути -
постмодернисткая трагедия на тему заката европейской культуры, вырывшей
себе могилу в американских прериях. Главного героя, человека и до сюжета
явившегося как бы из ниткуда, и по сюжету убитого на первой же минуте и
странствующего затем два часа экранного времени этаким зомби в поисках
собственной могилы. Ситуация осложнена тем, что имя этого человека -
Уильям Блейк, то есть он либо однофамилец, либо - что точнее -
реинкарнация великого английского поэта, романтика и философа.
Логика, в общем, проста: великий поэт бессмертен, но даже и великий
поэт - всего лишь человек, правда, в силу своего влияния на будущие
поколения, это - человек-миф. Потому он вдвойне бессмертен, как король
Артур, и тело, и дух которого либо здравствуют в призрачном Авалоне,
либо вечно стремятся к нему в ладье-саркофаге. Однако, надо же телу
где-то и упокоиться. Где может упокоиться тело великого европейского
англоязычного поэта, коль скоро Европа измельчала и закатилась дальше
некуда? Правильно, в Америке. Но можно ли предать дух земле? Тем более
безвдохновенной земле американской? Опять же правильно, нет. Надобно,
значит, духу, покуда он еще в теле, добраться до океана.
Дух сей преследуем сворой простых таких аборигенов, поскольку,
будучи еще в теле, Уильям Блейк, молодой, очкастый, отроду не державший
в руках кольт сорок пятого калибра, бухгалтер, защищая свою жизнь и мстя
за убиенную на его руках проститутку, в коей увидел он человека,
застрелил ее полюбовника, оказавшегося беспутным и в то же время
бахнутым сынком местного мафиозо. Папаша нанял для погони за убийцей
троих головорезов, из которых самый нежный имеет счет у Господа за
полтора десятка преждевременно отправленных к вратам св. Петра душ;
самый же звероподобный вообще убил и съел собственных родителей. Сими
тремя мафиозо однако не удовлетворился, а объявил еще и всеобщий розыск
преступника.
В результате дух философа Уильяма Блейка в теле Уильяма же Блейка,
бухгалтера, сопровождаемый к месту погребения маргиналом из индейцев,
легко осваивает специфически американскую, вестернообразную науку
выживать. Тем более, что он уже мертв.
Устилая свой последний путь покойниками, дух Фродо, э-э, пардон,
Уильяма Блейка добирается до океана и уже оттуда, издалека, наблюдает за
обоюдосмертной перестрелкой друга-индейца (маргинала, как уже было
сказано, а потому и не жильца) и догнавшего-таки жар-птицу настоящего
американца (потому что героя, хоть и подонка), того, что убил и съел
папу с мамой.
Ладья плывет, стало быть, к Авалону, а в девственной Америке
остались только дикие индейцы, да еще где-то на Востоке головорезы, коим
предстоит создать новую варварскую цивилизацию взамен куртуазного
королевства Круглого Стола.
Время действия - XIX век, паровозы, кольты, винчестеры.
Сделан фильм в эстетике старой фотографии, точнее в эстетике
дагерротипа и отчасти кино люмьеровской эпохи. Сделан потрясающе,
озвучен гениально, сыгран - выше всяких похвал. Словом, зримое
путешествие мертвого трупа на пару с живым трупом в стране мертвых.
"Не стоит путешествовать с мертвецом", - предупреждает в начале
картины некто (подскажите, уважаемые читатели, кто это такой) Анри Мишо.
Любопытно, есть ли у этого предупреждения второй смысл, помимо гибели
всех действующих лиц, осуществившейся в прямом соответствии с первым
смыслом мрачного предупреждения? И если есть, то какой: не стоит искать
культуру там, где ее отродясь не бывало? Или не стоит искать культуру на
кладбище? Или не стоит связываться с духом прошлого, если хочешь выжить
в бухгалтерии настоящего? Или...
Или именно из-за обилия всех возможных "или" картина, снятая для
немногих, например, читавших Блейка, вдруг сделалась культовой?