Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





КОРПОРАЦИЯ МОНСТРОВ

сказка
Продолжительность: 92
США 2001
Режиссер: Петер Доктер
Продюсер: Дарла К. Андерсон
Сценарий: Джилл Калтон, Петер Доктер, Ральф Эгглстон, Ретт Рис
В ролях:
Музыка:
Оператор:


28.01.2003

Очаровательная анимационная лента студии Уолта Диснея, фантастическая, юмористическая и боевая одновременно сказка, однако в существе своем глубоко лиричная и теплая.

Должно ли добро быть с кулаками? - как бы вопрошает она в очередной раз. И если мы вспомним старые волшебные сказки, классическую и современную фантастику, то и ответим на вопрос утвердительно, как бы нам порой ни хотелось обратного: должно. Ибо зло такими вопросами не задается и кулаками обладает увесистыми. А чем же тогда отличается добро от зла? Вероятно, тем, что к кулачной аргументации прибегает лишь вынужденно и весьма неохотно.

"Корпорация монстров" наглядно раскрывает эту несложную проблематику, рассказывая кукольную историю из некого будущего, в котором, люди, надо полагать, а не монстры, собрав из собственных детских страхов промышленное предприятие, вырабатывающее из криков испуганных малышей электрическую энергию, поставили милую детскую фантазию на, так сказать, экономическую платформу. Преприятие разрослось в корпорацию, зажившую собственной жизнью, а значит, и коррумпировавшуюся, и потогонную, и проч., и проч.

Корпорация сия производит самых разных уродов и чудовищ, соперничающих между собой за первенство в пугании малышей, сиречь в получении прибылей. Среди чудищ, как и среди людей, есть существа талантливые и бездарные, милые и подлые, разбитные и себе на уме. Парочка главных героев - образцовые представители типичных для голливудской анимации "голубого героя" и раздолбая, их враг номер один сделан, пожалуй, с большей выдумкой, ибо почти всемогущ и внешним видом своим откровенно отыслает зрителя к библейскому змию - искусителю Евы и Адама, как бы сошедшему с картинок Жанна Эффеля. И то сказать - мы же находимся в сказочно-фантастическом времени и пространстве постмодернисткой эпохи.

"Наши", разумеется, побеждают, но достается им эта победа ценой драк, обид и, главное, душевных страданий. Последние придают шаблонному, в общем, сюжету, драматургическую глубину и художественную убедительность.

В течение полутора часов героям приходится спасать крохотную девочку от амбициозного змия-искусителя и не менее коварного человекокраба, президента корпорации, борющихся за безраздельное господство в этом параллельном мире, а, быть может, и во всех мирах, ведь, похоже, "Monsters, inc" - главный источник дешевой энергии в антиутопическом мире будущего. За это время зритель успевает увидеть не только все мыслимые и немыслимые виды погонь, свалок и поединков между противоборствующими сторонами, но и пережить вместе с "хорошими" героями всю гамму эмоций: от любви - к отчаянию и от отчаяния - к любви.

Мелодичный саундтрек, очаровательные куклы, высший технический уровень - все работает на отменную драматургию, создавая замечательное зрелище, придуманное Петером Доктером, уступающее, конечно, классическим фильмам Уолта Диснея, но лишь немного - ровно настолько, насколько всякий продолжатель не может не уступать первооткрывателю.

"Корпорация монстров", как и все лучшие картины студии Диснея, - лента для зрителей всех возрастов, одновременно пародийная и серьезная, боевая и лиричная, очень яркая и чуточку грустная, словом, такая, какой и должна быть настоящая сказка, та, что "ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".

Рецензия: В. Распопин