Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ИСКАТЕЛИ

вестерн
Продолжительность: 114
США 1956
Режиссер: Джон Форд
Продюсер: Патрик Форд, Мериан Купер
Сценарий: Фрэнк С. Найджент
В ролях: Патрик Форд, Мериан Купер и др. Актеры: Джон Уэйн, Джеффри Хантер, Вера Майлс, Уорд Бонд, Натали Вуд и др.
Музыка: Макс Штайнер
Оператор: Уинтон С. Хочем


28.01.2003

Один из классических фильмов в жанре вестерна. Его постановщик Джон Форд (1895 - 1973, настоящее имя Шон Алоизиус О' Фини), пришедеший в кино в первой половине 20-х гг. и снявший более ста картин, - фигура в американском и мировом кино культовая. Форд одинаково успешно работал в разных жанрах, он экранизировал классические романы "Эроусмит" Синклера Льюиса и "Гроздья гнева" Джона Стейнбека, снимал историко-костюмные боевики ("Мария Шотландская") и драмы, но все же лучшее из сделанного им - вестерны, прежде всего с участием ковбоя N 1 всех времен Джона Уэйна (1907 - 1979, настоящее имя Мэрион Майкл Моррисон). Таков, например, классический "Дилижанс" 1939 года.

Картина 1956 г. "Искатели" драматургическими достоинствами не блещет, зато вполне соответствует стандартным ожиданиям истинных поклонников жанра и - более того - изумительно хорошо снята. Дивный ракурс, счастливо найденный Фордом, когда камера, находящаяся в полумраке помещения, снимает героя, открывающего дверь в солнце, в свет, в жизнь, в потрясающую, как бы врывающуюся в души зрителей сияющую панораму Божьего мира (и Дикого Запада), этакая кинематографическая вариация ренессансного живописного окна в перспективу хоть и давно стала хрестоматийным примером художественных возможностей кинематографа, хоть и повторена была и варьирована тысячекратно режиссерами самого разного уровня, в том числе и такими мэтрами, как Андрей Тарковский и Бернардо Бертолуччи, не может и сегодня не волновать зрителя, вполне избалованного техническими возможностями современного кино.

Этот ракурс, вообще операторская работа и работа художника картины с лихвой искупают ее общую банальность, шаблонность персонажей, откровенную, порой самопародийную нелепость ситуаций, когда, например, маленькая белая девочка, захваченная в плен злобными индейцами, выросшая среди них и ставшая любимой женой вождя, а следовательно не могшая не стать индианкой, забывшей "родной язык и нравы", едва завидев своих настырных спастелей - дядю и сводного брата, безуспешно проискавших ее как минимум полтора десятка лет, в единый миг вспоминает и язык, и нравы и превращается из форменной скво в этакую Элли из "Волшебника изумрудного города", разве что без Тотошки под мышкой.

Подробнее рассказывать сюжет, по-видимому, незачем - каждый желающий может посмотреть картину на тему "Враги сожгли родную хату... Умремте ж под Москвой" самостоятельно, поскольку она совсем недавно выпущена на кассетах фирмой "Мост-видео" в очень хорошем качестве и вполне достойном переводе.

Не будучи поклонником Джона Уэйна, не стану и распространяться о персонажах, тем паче что их по большому счету всего два, и младший, Дж. Хантер, на мой взгляд, откровенно превосходит и статью, и лицедейскими талантами суперзвезду Уэйна, к пятидесяти годам отяжелевшего (если не обрюзгшего) и уж во всяком случае откровенно скучающего в приросшей к нему за десятилетия маске.

Оживляет шаблонное течение двухчасовой ленты, которой вполне можно было бы дать подзаголовок "Про уродов-индейцев и белых людей", пожалуй, только комедийный эпизод с нелепой и невсамделишной женитьбой юного стройного героя на толстухе индианке, из которой по идее должен был бы получить художественную выгоду Джон Уэйн, а приобрел, как раз наоборот, его вроде бы непутевый напарник.

"Искатели", таким образом, не шедевр, однако крепкий вестерн с проблесками истинной гениальности, о которых (проблесках) сказано выше и благодаря которым картина вошла в золотой фонд Голливуда, а значит, будет небезынтересна и полезна всем пытливым поклонникам "десятой музы".

Рецензия: В. Распопин