вестерн Продолжительность: 114 США 1956 Режиссер: Джон Форд Продюсер: Патрик Форд, Мериан Купер Сценарий: Фрэнк С. Найджент В ролях: Патрик Форд, Мериан Купер и
др. Актеры: Джон Уэйн, Джеффри Хантер, Вера Майлс, Уорд Бонд, Натали Вуд
и др. Музыка: Макс Штайнер Оператор: Уинтон С. Хочем
28.01.2003
Один из классических фильмов в жанре вестерна. Его постановщик Джон
Форд (1895 - 1973, настоящее имя Шон Алоизиус О' Фини), пришедеший в
кино в первой половине 20-х гг. и снявший более ста картин, - фигура в
американском и мировом кино культовая. Форд одинаково успешно работал в
разных жанрах, он экранизировал классические романы "Эроусмит" Синклера
Льюиса и "Гроздья гнева" Джона Стейнбека, снимал историко-костюмные
боевики ("Мария Шотландская") и драмы, но все же лучшее из сделанного им
- вестерны, прежде всего с участием ковбоя N 1 всех времен Джона Уэйна
(1907 - 1979, настоящее имя Мэрион Майкл Моррисон). Таков, например,
классический "Дилижанс" 1939 года.
Картина 1956 г. "Искатели" драматургическими достоинствами не
блещет, зато вполне соответствует стандартным ожиданиям истинных
поклонников жанра и - более того - изумительно хорошо снята. Дивный
ракурс, счастливо найденный Фордом, когда камера, находящаяся в
полумраке помещения, снимает героя, открывающего дверь в солнце, в свет,
в жизнь, в потрясающую, как бы врывающуюся в души зрителей сияющую
панораму Божьего мира (и Дикого Запада), этакая кинематографическая
вариация ренессансного живописного окна в перспективу хоть и давно стала
хрестоматийным примером художественных возможностей кинематографа, хоть
и повторена была и варьирована тысячекратно режиссерами самого разного
уровня, в том числе и такими мэтрами, как Андрей Тарковский и Бернардо
Бертолуччи, не может и сегодня не волновать зрителя, вполне
избалованного техническими возможностями современного кино.
Этот ракурс, вообще операторская работа и работа художника картины
с лихвой искупают ее общую банальность, шаблонность персонажей,
откровенную, порой самопародийную нелепость ситуаций, когда, например,
маленькая белая девочка, захваченная в плен злобными индейцами, выросшая
среди них и ставшая любимой женой вождя, а следовательно не могшая не
стать индианкой, забывшей "родной язык и нравы", едва завидев своих
настырных спастелей - дядю и сводного брата, безуспешно проискавших ее
как минимум полтора десятка лет, в единый миг вспоминает и язык, и нравы
и превращается из форменной скво в этакую Элли из "Волшебника
изумрудного города", разве что без Тотошки под мышкой.
Подробнее рассказывать сюжет, по-видимому, незачем - каждый
желающий может посмотреть картину на тему "Враги сожгли родную хату...
Умремте ж под Москвой" самостоятельно, поскольку она совсем недавно
выпущена на кассетах фирмой "Мост-видео" в очень хорошем качестве и
вполне достойном переводе.
Не будучи поклонником Джона Уэйна, не стану и распространяться о
персонажах, тем паче что их по большому счету всего два, и младший, Дж.
Хантер, на мой взгляд, откровенно превосходит и статью, и лицедейскими
талантами суперзвезду Уэйна, к пятидесяти годам отяжелевшего (если не
обрюзгшего) и уж во всяком случае откровенно скучающего в приросшей к
нему за десятилетия маске.
Оживляет шаблонное течение двухчасовой ленты, которой вполне можно
было бы дать подзаголовок "Про уродов-индейцев и белых людей", пожалуй,
только комедийный эпизод с нелепой и невсамделишной женитьбой юного
стройного героя на толстухе индианке, из которой по идее должен был бы
получить художественную выгоду Джон Уэйн, а приобрел, как раз наоборот,
его вроде бы непутевый напарник.
"Искатели", таким образом, не шедевр, однако крепкий вестерн с
проблесками истинной гениальности, о которых (проблесках) сказано выше и
благодаря которым картина вошла в золотой фонд Голливуда, а значит,
будет небезынтересна и полезна всем пытливым поклонникам "десятой музы".