вестерн Продолжительность: 123 США 1958 Режиссер: Ховард Хоукс Продюсер: Ховард Хоукс Сценарий: Жюль Фертман, Ли Брэккетт (по рассказу Б. Маккинсбелла) В ролях: Джон Уэйн, Дин Мартин, Рикки Нелсон,
Энджи Дикинсон, Уолтер Бреннан, Уорд Бонд, Джон Рассел, Педро
Гонсалес-Гонсалес и др. Музыка: Дмитрий Тёмкин Оператор: Рассел Харман
28.01.2003
Классический вестерн Говарда Хоукса, снимавшего едва ли не во всех
жанрах и зачастую создававшего шедевры.
Шедевр ли "Рио Браво"? Скорее всего, да, и не только потому, что
фильм, с одной стороны, как бы подвел итоги развитию жанра в первой
половине ХХ века и, следовательно, стал чертой, потребовавшей от молодых
режиссеров раздвинуть жанровые рамки, ибо работать по-старому неизбежно
означало теперь повторяться и терять зрителя (голливудский вестерн,
действительно, долгое время находился затем в упадке, зато неожиданно
расцвел в Европе), а с другой - уместил в двухчасовое, драматургически
насыщенное действо все основные и едва ли не все возможные перипетии
ковбойской саги. Вероятно, дело в том, что всё ожидаемое зрителем
воплощено командой Хоукса на уровне высшего пилотажа, иначе говоря на
тонкой линии между искусством и кичем и сдобрено несамодовлеющей
иронией. Она-то, ирония, скорее всего, и возводит картину на уровень
классики.
Сюжет прост и хорошо знаком с давних пор: в маленький городок на
Диком Западе, терроризируемый бандой местного толстосума и с трудом
охраняемый командой немолодого и скорее неглупого, нежели суперменистого
шерифа (Джон Уэйн), приезжает молодая блондинка, поигрывающая в картишки
и неправедно объявленная в розыск как профессиональная авантюристка. У
шерифа всего два помощника: хромой старик, охраняющий участок (он же -
тюрьма), и тщетно пытающийся завязать с выпивкой алкоголик, некогда
насмерть раненый такой же заезжей красоткой. Помимо названных, шерифу
сочувствует хозяин единственной в городке гостиницы - маленький
жизнелюбивый мексиканец, заезжий парнишка неопределенных занятий и,
естественно, гонимая судьбой и властями блондинка, пораженная вплоть до
матримониальных намерений неожиданной и, видимо, действительно
уникальной порядочностью представителя правохранительных органов.
Сюжет развивается в двух направлениях: с одной стороны, мы
наблюдаем нелегкий путь к трудному счастью шерифа и блондинки, смеемся
выходкам старого инвалида-ворчуна, а параллельно сопереживаем тяжким
мукам вочеловечения завязывающего алкаша; с другой - сопереживаем
неравной борьбе "нескольких хороших парней" с целой армией бандитов.
Фильм умело смонтирован быстрым и частым чередованием лирических,
юмористических и боевых эпизодов, точно педалирует основные
идеологические акценты, добротно снят, мастерски разыгран голливудскими
звездами середины века и на уровне сценария (одним из соавторов которого
была знаменитая писательница-фантастка Ли Брэккетт, автор "Саги о
Скейте" и "Шпаги Рианнона" и супруга еще более знаменитого Эдмунда
Гамильтона, автора среди прочего классической "космической оперы"
"Звездные короли") прописан так, что удовлетворяет и новичка, и
искушенного зрителя.
Картина "Рио Браво" была показана в авторской программе Кирилла
Разлогова на телеканале "Культура" в декабре 2002 г., ей предшествовало
краткое, но как обычно содержательное вступительное слово одного из
самых лучших наших киноведов.
В заключение хотелось бы высказать следующее пожелание: отчего бы
РТР и "Культуре" не наладить вослед разлоговской программе выпуск
кассет, в которых классические произведения мирового кинематографа были
бы откомментированы уважаемым критиком и составили бы в конечном счете
столь необходимую отечественному, особенно молодому зрителю
энциклопедию-хрестоматию "десятой музы"?