боевик-антиутопия Продолжительность: 105 США 2002 Режиссер: Курт Уиммер Продюсер: Ян де Бонт, Лукас Фостер Сценарий: Курт Уиммер В ролях: Кристиан Бэйл, Тай Диггс, Эмили Уотсон, Шон Бин, Уильям
Фихтнер и др. Музыка: Оператор:
10.02.2003
Недурной новый американский боевик, сделанный в жанре антиутопии,
совмещающий и политические намеки, и экшн, и даже немножко того, что,
закрыв глаза на голливудские стандарты, можно счесть психологией.
Мрачное будущее Земли... (А как иначе - мы же в пространстве
антиутопии?) В третьей мировой войне победить и выжить удалось только
тем, кто составил жесточайших требований секту "Эквилибриум" и теперь
поддерживает социальное равновесие, строя сверхтоталитарный мир, не
снившийся ни Сталину, ни Гитлеру (документальные кадры с изображением
оных тиранов в начале картины наличествуют) в самых радужных для них
снах. Некогда Рэй Брэдбери написал (а Франсуа Трюффо экранизировал)
роман "451 градус по Фаренгейту", в котором антиутопическое будущее
увидело корень зла в книгах и запретило гражданам читать. Курт Уиммер
пошел дальше, и в его фильме посткатастрофический диктатор вообще
запретил своим обывателям чувствовать, а для того, чтобы отлавливать и
уничтожать все-таки еще чувствующих заодно с источниками эмоций (книжки,
там, разные, музыкальные диски, "Моны Лизы" леонардовы - все сжигается
на наших глазах), создал собственное Гестапо из спецов по мордобою в
духе восточных единоборств, ежедневно по утрам принимающих снадобье,
вытравливающее из них последнее подобие человечности.
Главный герой однажды флакончик по оплошности разбил, и пришлось
ему таки разуть широко закрытые глаза, увидеть красоту правого дела
обитающего в подземке Сопротивления в лице прежде всего предназначенной
к закланию героини Эмили Уотсон, лживую сущность коллег по работе,
однообразно и безысходно серый цвет испоганенного войной и наследовавшим
ей режимом Божьего мира, а также прослезиться перед ниагарским водопадом
эмоций, случайно сохранившимся в железобетонных джунглях и принявшим
облик добродушного щенка сенбернара.
И облачившись в белоснежный парадный мундир, прицепив к поясу
тайскую "селедку", опечаленный супермен двинул строевым шагом убивать
диктатора...
Все это, разумеется, было, было, было и еще много раз будет. Однако
уиммеровская вариация хорошо знакомой конструкции на самом деле
симпатична, по крайней мере тем, что вызывает зрительское сожаление по
поводу сожженной "Джоконды" и сочувствие безвинно казнимой героине Эмили
Уотсон, чьи глаза и страдают, и укоряют, и покоряют, как всегда,
всерьез. Как обычно же, органичен в небольшой роли Шон Бин. Ну и,
понятное дело, снято все на уровне, хотя боевые эпизоды, на мой взгляд,
с излишней прямотой отсылают зрителя к боевикам Джона Ву и "Судье
Дредду".