Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ЗВЕРИНАЯ НАТУРА (HUMAN NATURE)

Эротическая комедия
Продолжительность: 93
Франция - США 2001
Режиссер: М. Гондри
Продюсер: А. Брегман и др.
Сценарий: Ч. Кауфман
В ролях: Т. Роббинс, П. Аркетт, Р. Айфанс, М. Отто, Р. Фостер, М. Сандоваль, Т. Хасс, Р. Перез
Музыка: Г. Рэвелл
Оператор: Т. Морис-Джонс


25.07.2002

Переводное название фильма, сделанное исключительно в рекламных целях, решительно противоречит его сути и содержанию. Фильм должен называться по-русски 'Человеческая природа', или, еще точнее, 'Человеческая суть'. Это ироничная эротическая пародия, с одной стороны, на фантастические боевики и мелодрамы типа 'Тарзана', 'Маугли', 'Бинго-Бонго' или 'Кинг-Конга' вкупе с 'Форрестом Гампом', с другой - на учение Фрейда и засилие психоанализа в современном мире.

Содержание коротко таково. Американский ученый (Т. Роббинс), приемыш 'трудных' родителей, с детских лет страдающий многочисленными комплексами, происходящими как от физического недостатка, так и от неверного воспитания, сходится с волосатой женщиной (П. Аркетт), несколько лет прожившей в лесу, затем под воздействием бунтующей плоти вернувшейся в мир людей и тщательно скрывающей (сбривающей) свою тайну. Ученый занимается воспитанием белых мышей, заставляя их есть салат вилкой, точно так, как заставляли его самого в детстве приемные родители. Однажды он находит в лесу дикого мужчину (Р. Айфанс), пленит его и постепенно в лабораторных условиях преображает в джентльмена. Параллельно разворачивается роман ученого с лаборанткой и сближение подопытного с волосатой подругой его воспитателя. Когда же публичные испытания оцивилизованного Тарзана проходят 'на ура', котел семейных страстей ученого взрывается. Промежуточный финал: американец остается с ассистенткой, волосатая женщина под дулом пистолета уводит дикаря-джентльмена назад, в природу, где они и живут счастливо и зверски сладострастно.

Настоящий финал, однако, впереди. Закомплексованный ученый, недальновидно поменявший 'естественную' подругу на обыкновенную мещаночку, наконец-то обнаруживает на своей голове рога и приходит в лес с пистолетом, чтобы вернуть волосатую женщину. Там дикарь убивает его, общая подруга жертвенно объявляет убийцей себя и садится в тюрьму. Дикарь же, раздав полагающиеся интервью, подобно Форресту Гампу проходит по городу в сопровождении любопытствующей толпы, на ходу раздеваясь до гола, и ныряет в лесной прогал. Когда толпа рассасывается, к прогалу подъезжает машина и забирает продрогшего дикаря. В машине - ассистентка убитого ученого. Одевшись в костюм американца, новоявленный Тарзан требует везти его в лучший ресторан.

Таков, по мнению создателей картины, естественный итог любого соприкосновения природы и цивилизации. Под воздействием последней всякое естественное явление, будь то инстинкт размножения или необходимость питаться, неминуемо теряют собственную натуру и обращаются в лживую, враждебную всему живому и настоящему, человеческую суть, основополагающие составные которой - насилие, ложь и ханжество.

Фильм умный, легкий, несколько грубоватый, снятый для грамотного взрослого зрителя, способного оценить тотальное пародирование многих и многих философских, литературных и кинематографических текстов: от переосмысления учений Дарвина и Фрейда, или бестселлеров массовой культуры типа берроузовского 'Тарзана' и 'Франкенштейна' М. Шелли, - на мотивно-идеологическом уровне, до шекспирова 'Гамлета' и 'Расёмона' Акиры Куросавы - в плане формальных ассоциаций.

Рецензия: Виктор Распопин