эротическая драма Продолжительность: 98 Япония - Франция 1976 Режиссер: Нагиса Осима Продюсер: Анатоль Доман Сценарий: Нагиса Осима В ролях: Эйко Мацуда, Тацуя Фудзи,
Аон Накадзима, Мейка Сери, Такудзо Каватани, Акико Койама, Таидзи
Тонойама и др. Музыка: Минору Мики Оператор: Хидео Ито
10.02.2003
Нагиса Осима - крупнейший режиссер японской "новой волны",
дебютировавший в 1959 г. революционной картиной "Улица любви и надежды",
в которой впервые обратил внимание японских зрителей на лицо молодого
поколения. В общем-то, японская "новая волна" двигалась плечом к плечу с
"новой волной" французской, являя миру лицо молодого человека
послевоенного и предвоенного (имея в виду терзавшую человечество как раз
в те годы угрозу ядерной катастрофы) времени, лицо более открытое, чем
когда бы то ни было, более страстное, менее сдержанное или скрытное, и
оттого представляющееся более порочным.
Порок и страсти, их сочетание, проявляемые личностью как бы в ответ
на извечную жестокость и бесчеловечность общественного устройства,
определили с тех пор тематику творчества Осимы раз и навсегда. Но
художественное решение этих проблем, естественно, с годами менялось. На
пятом десятке Осима (род. в 1932 г.), всегда нелегко уживавшийся и с
японской киноиндустрией и еще более - с японской цензурой, занялся так
называемой копродукцией. В 1976 г., в содружестве с французским
продюсером А. Доманом, он снял шедевр в той области искусства, что
всегда и везде в Новое время была запретной, в области жесткой эротики.
Я не знаю другого фильма, нарушившего все табу, наглядно
показавшего, что для художника нет не только запретным тем, но и
запрещенных способов их решения. Иными словами, Осима снял совершенно
порнографическую картину, которую тем не менее невозможно
охарактеризовать как порнографию. Ибо "Коррида любви" ("Империя чувств"
- французское наименование ленты) - это трагическая, а значит высокая
поэзия черного эроса, делающего любовь не по-библейски сильной, как
смерть, но ею самой, смертью. Любовь как неодолимое стремление к смерти,
любовь как своего рода ритуальное самоубийство, любовь, в которой
пожирающая сторона с легкостью могла бы поменяться местами со стороной
пожираемой, любовь, в которой женщина - воистину сосуд скверны -
прекрасна, как Джульетта, даже в тот последний, роковой миг, когда она
пожирает своего Ромео.
Сюжет картины, снятой по мотивам реальных событий, произошедших в
1936 г. и потрясших Японию, сводится к мгновенно вспыхнувшей
убийственной и самоубийственной страсти приличного молодого семьянина к
новой служанке, проститутке и нимфоманке, столь же быстро и страшно
разгорающейся в катастрофический пожар, утихомирить который может только
смерть. В сущности, в картине нет практически ничего, кроме разнообразия
совокуплений, поданных с разным уровнем откровенности, вплоть до
жесточайшего садомазохизма. Но удивительнее всего, что фильм при этом не
грязен, напротив, он так предельно откровенен и прост, что не вызывает,
не может вызвать зрительского отторжения, но скорее вызывает горестное
восклицание: "Се - человек!"
Да, это правда, что молодая проститутка, недвусмысленно названная в
фильме Садой, убила своего господина и любовника, отрезала ему пенис и
несколько дней ходила с ним по Токио, безумная и счастливая. Но это
неправда, что он был ее любовником. Нет, он был ее возлюбленным, ее
Ромео. И она была не безумна, она безумно любила.
Во всяком случае, без дальних разговоров об экзистенциальной
сущности любви, бытия и смерти, в это веришь, смотря картину. (А веришь
ли, например, де Саду, нанизывающему друг на друга вереницы нелепых
жестокостей в своих тюремных сочинениях? А веришь ли, например, мадам
Арсан, нагромождающих на свою героиню сотни мужских и женских, взрослых
и детских тел?)
То же, чему веришь, и есть поэзия, красота, страсть, любовь,
коррида жизни и смерти... Высокое искусство.
Правда, это мы все такие смелые сегодня. В начале же 90-х, когда
"Империя страсти" взорвала наши экраны, кое-кого (лично знаком) за
просмотр фильма в окружении лиц, не достигших половой зрелости, и с
работы увольняли.
У "Корриды любви" был, естественно, непростой путь к широкому
зрителю. Но она его преодолела, эта изящная, как старинная миниатюра,
эта страстная и запредельно откровенная, перечеркнувшая все предельные
откровения Бертолуччи и мастеров пожиже честной поэзией и простой
констатацией правды о человеке, любви и смерти, классическая лента
японского режиссера. Скрытный Восток вновь (в который уж раз в истории)
открыто показал Западу, кто есть кто в нашей цивилизации.